ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Categories:

Точка зрения Армейской Авиации на сложившуюся перед Перл-Харбором ситуацию.

The Army Air Forces in WWII
Vol. I: Plans & Early Operations

pp 169-174.

Гавайи

Противовоздушная оборона территории Гавайев имела историю более чем двадцатилетнего развития, и к 7 декабря 1941 года ее состояние было относительно внушительным. Личный состав Гавайской Воздушной Армии [Hawaiian Air Force] насчитывал 754 офицера и 6706 рядовых, которые были размещены на острове Оаху. Армия, которой командовал генерал-майор Фредерик Л. Мартин, тактически была организована в 18-е бомбардировочное крыло со штабом в Хикэм-Филд и 14-е крыло истребителей-перехватчиков [Pursuit Wing] со штаб-квартирой в Уиллер-Филд. Части бомбардировочного крыла включали 5-ю и 11-ю (тяжелые) бомбардировочные группы, 58-ю (легкую) бомбардировочную эскадрилью и 86-ю наблюдательную эскадрилью. {55} Последняя часть дислоцировалась в Беллоуз Филд, на расстоянии около двадцати восьми миль от Хикама. 15-я и 18-я группы перехватчиков, объединенные в крыло перехватчиков, дислоцировались в Уиллер, хотя одна эскадрилья тренировалась в Халейва, небольшом аэродроме в северной части острова. Остальные части ВВС включали две группы обеспечения авиабаз, транспортную эскадрилью, роты технического обслуживания и обслуживающие отряды. [См. Карту, стр. {196}.]

Помимо основных аэродромов на Оаху, аварийные и вспомогательные полосы были подготовлены на других островах гавайской группы, включая Джауаи Кауаи, Ланаи, Гавайи, Мауи и Молокаи. {56} Из 231 военного самолета, входивших в состав армии на 7 декабря примерно половину можно было считать современными моделями - двенадцать B-17D, двенадцать A20-A, двенадцать P-40C и восемьдесят семь P-40B. Их дополняли тридцать три B-18A, тридцать девять P-36A, четырнадцать P-26 и ассортимент наблюдательных, тренировочных и штурмовых самолетов. {57}

Гавайская Воздушная Армия существовала как единое командование лишь немногим более одного года. С момента прибытия первой тактической эскадрильи в 1917-1931 гг., военно-воздушный компонент на театре состоял примерно из семи тактических эскадрилий и двух служебных эскадрилий. Авиационные части были слабо прикреплены к Гавайскому Департаменту Армии без каких-либо преимуществ для командующего авиацией. В 1931 г. был сделан важный административный шаг в формировании 18-го Смешанного Авиакрыла [18th Composite Wing], объединившего отдельные эскадрильи под единым авиационным штабом. Расширение авиационного корпуса [Air Corps] потребовало дальнейшей реорганизации [в том числе] на Гавайях и 1 ноября 1940 года были сформирована Гавайская Воздушная Армия, а ее подразделения бомбардировщиков и перехватчиков были разделены на отдельные крылья. Хотя воздушная армия оставалась под командованием Гавайского Департамента, она приобрела интегрированную структуру, необходимую для эффективной работы. {58}

С 1935 года военное министерство уделяло Гавайским островам первоочередное внимание при распределении войск и боеприпасов между заграничными гарнизонами. Но с началом войны в Европе необходимость уделить внимание базам в Северной Атлантике и Карибском бассейне вместе с неотложными требованиями обширной программы перевооружения изменили приоритеты мирного времени, и только в начале 1941 г. появилась возможность направить современные самолеты и дополнительную зенитную артиллерию в Гавайский Департамент. {59} В начале 1941 года численность самолетов составляла 117 машин, все они были устаревшими либо даже антикварными [obsolescent or antiquated]. {60} В середине февраля тридцать один P-36 с пилотами и командирами были погружены на борт авианосца «Энтерпрайз» в Сан-Диего, Калифорния, и отправлены на Гавайские острова. В течение следующих двух месяцев были выделены и более современные самолеты-истребители, и к середине апреля в общей сложности пятьдесят пять P-40 были переброшены авианосцем с Западного Побережья к Оаху, где они перелетели с палубы на армейские аэродромы. {61}

Решение о передаче B-17 Гавайской Воздушной Армии силам вызвало значительно большее количество дискуссий и влекло за собой более сложное планирование, чем передача P-40. Тяжелые бомбардировщики могли добраться до места назначения только по воздуху, а такой массовый перелет тяжелых бомбардировщиков на дальность в 2400 миль между Западным Побережьем и Гавайями никогда еще не совершался. В официальных кругах сначала были некоторые колебания в отношении проведения такой операции из-за опасения реакции общественности в случае неудачи. {62} Однако необходимость в ударной воздушной компоненте для Гавайев, казалось, оправдывала связанный с этим риск. В начале апреля Четвертая Воздушная Армия начала подготовку к переброске 21 B-17 на Гавайские острова. 19-я бомбардировочная группа под командованием подполковника Юджина Л. Юбанка [Eugene L. Eubank] была выбрана для перегона самолетов. Перед тем, как самолеты были сертифицированы для эксплуатации, были проведены их испытания. Были изучены данные о погоде и навигационные проблемы, при этом были приняты меры для оказания помощи со стороны военно-морского департамента, Pan American Airways и коммерческих радиостанций в Сан-Франциско и Гонолулу. Военно-морской флот разместил четыре спасательных судна [guard vessels] с интервалами в 500 миль по маршруту полета, всем боевым кораблям в окрестностях было рекомендовано сообщать метео-данные. ВМС также помогли установить в Сан-Франциско и Гонолулу надлежащие средства связи для обеспечения полета; руководящие лица коммерческих авиакомпаний в тех же городах согласились передавать прогнозы погоды и "безумные"(?) сигналы [mad signals]; коммерческие радиостанции в двух городах, обеспечивающие передачу радиосигналов для ориентирования организовав непрерывное вещание на время перелета. В результате тщательной подготовки полет прошел без происшествий. 13 мая двадцать один B-17D вылетел из Гамильтон-Филд, штат Калифорния, а на следующее утро, по прошествии тринадцати часов и десяти минут, самолеты приземлились на Хикам-Филд в отклонившись не более пяти минут от расчетного времени прибытия. Военнослужащие Гавайской Воздушной Армии, которые ранее никогда не летали на тяжелых бомбардировщиках, получили подробные рекомендации от инструкторов из числа пятнадцати членов экипажей, совершивших перелет. Оставшаяся часть 19-й бомбардировочной группы отплыла обратно на материк. {63}

Передача Гавайской Воздушной Армии весной 1941 года большего количества тяжелых бомбардировщиков, чем любому другому заморскому гарнизону, свидетельствовало о растущей обеспокоенности о возможности войны на Тихом океане. Это также было свидетельством приоритетности обороны Гавайев, важность которой проистекала как из присутствия Военно-Морской Базы Перл-Харбор на Оаху, так и из места Гавайских островов в обороне континента и полушария. Обязанности сил Армии и Флота по защите островов были четко определены в совместных планах обороны. Основная совместная задача, поставленная силам, постоянно базирующимся на Территории [Гавайи], заключалась в том, чтобы «удерживать Оаху в качестве основной передовой Военно-Морской Базы» {64} [k4: да, это тот самый роскошный документ, "полный искренним духом взаимодействия"(tm)]. В соответствии со стандартными процедурами, установленными для американских сил на континенте и за рубежом, Армия должна была предоставить мобильные сухопутные и воздушные силы, которые требовались для непосредственной защиты береговой линии островов от нападения, в то время как флот должен был проводить операции, направленные на поражение сил противника у побережья и поддерживать армию в отражении атак на прибрежные объекты. Для выполнения своей задачи флоту было поручено обеспечить функционирование «системы морской разведки и патрулирования для своевременного предупреждения об атаке, и, кроме того, поддерживать силы для действий против сил противника вблизи побережья». {65} Таким образом, Военно-Морской Флот имел обязанность поддерживать дальнюю разведку, которая потребовалась бы для заблаговременного уведомления о приближающемся противнике, но на Армию выпала задача по [созданию] системы предупреждения о воздушном нападении, которая своевременно предупреждала бы все силы обороны об атаках конкретно самолетов. Поскольку такое разделение ответственности требовало тесного сотрудничества между службами, командующие армией и флотом на Гавайях договорились, что, если угроза вражеского нападения будет достаточно неизбежной, чтобы требовать совместных действий, каждый командующий "предпримет такие предварительные шаги, которые необходимы для незамедлительного предоставления другому командиру такой ​​доли имеющихся в его распоряжении военно-воздушных сил, как того потребуют обстоятельства". {66}

Эти договоренности, как легко видеть, были скорее теоретическими, чем практическими, более общими, чем конкретными. Необходимость тщательного пересмотра Гавайской противовоздушной обороны привела к тому, что в июле 1941 г. Генеральный Штаб Военного Министерства приказал ВВС США изучить «воздушную обстановку на Гавайях». В результате был сформулирован подробный план применения бомбардировочной авиации на островах. В плане, разработанном Гавайской Воздушной Армией, две наличные группы перехватчиков рассматривались как адекватные [обстановке] до тех пор, пока они сохранялись в полном боевом составе [k4: т.е. "дробить ощутимо не хотят"]. Запроектированные радиолокационные установки - к декабрю 1941 года работало шесть детекторных станций - также считались разумно достаточными. Суть плана заключалась в трех основных положениях: полная и тщательная воздушная разведка гавайского района в дневное время; наличие ударных сил для атаки по целеуказанию для поражения любой цели, обнаруженной в результате поиска; если целью является авианосец, [намерение] атаковать его за день до того, как он сможет занять позицию, чтобы запустить свои самолеты для атаки Оаху. Утренняя атака авианосца рассматривалась как наиболее вероятный вариант действий противника. В предлагаемом плане противовоздушной обороны указывалось, что, если Гавайская Воздушная Армия возьмет на себя ответственность за свою собственную разведку, то ей потребуется семьдесят два B-17 для ежедневного обзора местности в радиусе 833 морских миль от Оаху, если каждая машина обследует сектор 5°. Поскольку затребованное количество самолетов превышало численность парка наличных тяжелых бомбардировщиков во всех подразделениях ВВС, план, очевидно, не мог быть реализован.[k4: sic! "прекрасный нереализуемый план!"] Но точка зрения Гавайской Воздушной Армией была официально зафиксирована[k4: sic! это же самое главное...]: агрессивная защита, обеспечиваемая самолетами дальнего действия, считалась "лучшим и единственным средством" обнаружения и атаки вражеских авианосцев до того, как они смогут приблизиться к Оаху. {67}

Осенью 1941 года на способность Гавайской Воздушной Армии выполнить свою миссию повлияло решение Военного министерства послать подкрепление на Филиппины и призывы Военно-Морского Министерства о помощи [assistance] в защите отдаленных островов в окрестностях Гавайев. Из первого следовало, что Гавайской Воздушной Армии был назначен более низкий приоритет при распределении [новых] самолетов и [кроме того] предполагалось отвлечь часть их [наличных] сил. Военно-морские запросы о помощи казались лишь угрозой отвлечения внимания ["proved to be only a threat of diversion"] [k4: sic!], но совокупный эффект этих действий заключался в том, что было отвлечено внимание от непосредственной обороны Оаху. Военно-морской Флот, которому была поручена защита некоторых[k4: sic!, "случайно и по недоразумению?"] отдаленных островов, столкнулся с тем, что из-за нехватки самолетов он не сможет предоставить военно-воздушные силы для защиты островов Мидуэй и Уэйк. В конце октября на запрос Флота об армейских воздушных гарнизонах был дан ответ, "что необходимо сначала предоставить необходимые [инфраструктурные] объекты, прежде чем любой [армейский] самолет сможет быть размещен на островах". {68} Флот быстро улучшал аэродромы в обоих пунктах, но [наличные] ремонтно-эксплуатационные мощности и жилье тогда [еще] не подходили для [размещения] постоянных гарнизонов. Тем не менее, командующий Гавайским Департаментом генерал-лейтенант Уолтер К. Шорт 28 ноября уведомил Военное Министерство, что две эскадрильи перехватчиков, каждая из которых имеет в строю примерно 120 солдат и офицеров и 25 Р-40, готовы к перевозке авианосцем на Уэйк и Мидуэй. Острова [также] в течение нескольких дней должны были быть усилены также морской авиацией. Когда было указано, что P-40 застрянут на островах из-за своей неспособности приземлиться на авианосцы, Флот посоветовал [advised] отложить окончательное решение относительно отправки самолетов {69} [k4: интересная, видимо, телеграмма, но не понятно от кого и к кому и по какому поводу. И не находится пока...].

К этому времени армейские и флотские командиры на Гавайях получили предупреждение о надвигающемся разрыве отношений между США и Японией, и силы на островах были приведены в состояние боевой готовности. Стандартная операционная процедура Гавайского департамента предусматривает три [степени] предупреждения: "первая" - необходимая защита от актов саботажа и восстаний на островах; "вторая" призывала к обеспечению безопасности против атак со стороны вражеских подземных, надводных и воздушных сил, в дополнение к защите от актов саботажа; а "третья" предусматривала занятие всех полевых позиций всеми подразделениями в рамках подготовки к максимальной защите Оаху и армейских объектов на удаленных островах на территории Гавайев. {70} Поскольку оценка ситуации на местах предположила, что саботаж более вероятен, чем прямое нападение вражеских сил, Гавайский Департамент приказал ввести в действие "Тревожный сигнал № 1" и уведомил Военное Министерство о своих действиях. Самолеты были сосредоточены в ангарах или на открытых площадках поблизости, а вокруг самолетов и военных объектов была размещена дополнительная охрана. Начато строительство защитных ограждений и прожекторов. {71} В неизбежности боевых действий сомневаться не приходилось; но в целом считалось, что наиболее вероятным объектом нападения были Филиппины. {72} Таким образом, накануне начала боевых действий Гавайские ВВС продолжали, как и всю осень 1941 г., оказывать помощь в переброске на Филиппины воздушных подкреплений.


ССЫЛКИ:

55. AAF Historical Study No. 41, Operational History of the Seventh Air Force, 7 Dec. 1941-6 Nov. 1943, p. 1.

56. Report of Army-Navy Board, Hawaii, 31 Oct. 1941.

57. AAFHS-41, p. 2.

58. Administrative History, Hq. Seventh Air Force, 1916-May 1944.

59. Biennial Report, C/S to Sec. of War, 1 July 1941-30 June 1943. ( http://www.ibiblio.org/hyperwar/USA/COS-Biennial/COS-Biennial-2.html )

60. Radg. No. 2032, Herron to TAG, 31 Dec. 1940.

61. Fourth Air Force Historical Study IV-1, Processing and Ferrying Functions of the Fourth Air Force through the Year 1941, Vol. I. [!]

62. AAF Reference History No. 11, Army Air Action in the Philippines and Netherlands East Indies, 1941-42, p. 13.

63. Fourth Air Force Historical Study IV-1, Vol. I.

64. Report of the Army-Navy Board, Hawaii.

65. Excerpts from Joint Action of the Army and Navy, cited in memo for Brig. Gen. C.L. Tinker by Lt. Col. K.N. Walker, 13 Dec. 1941.

66. Joint Coastal Frontier Defense Plan--Hawaiian Coastal Frontier, 20 Aug. 1941, cited in memo in n. 65.

67. Ltr., Maj. Gen. F.L. Martin to CG AAF, 14 Aug. 1941, with A Plan for the Employment of Bombardment Aviation in the Defense of Oahu.

68. Memo for Gen. Gerow, WPD from Rear Adm. R.K. Turner, DIrector of Navy WPD, 25 Oct. 1941; memo for AC/S WPD (unsigned), 30 Oct. 1941, in AFSHO files.

69. Radg. No. 967, Ft. Shafter to TAG, 28 Nov. 1941; memo for AC/S, WPD (unsigned), 20 Nove. 1941, bon AFSHO files.

70. Memo for Brig. Gen. C.L. Tinker from Lt. Col. K.N. Walker, 13 Dec. 1941; hawaiian Department, Standard Operating Procedure, 5 Nov. 1941.

71. Radg. No. 1033, Short to C/AC, 4 Dec. 1941; radg. No. 1105, Short to TAG, 10 Dec. 1941; AAF in the War against Japan, 1941-1942, p. 7.

72. Statement of Sec. of War Stimson to Pearl Harbor Investigating Committee, New York Times, 22 Mar. 1946.

Нарезка секторов по-армейски, применительно к B-17:
AAF-I-19
Tags: 1941, =дележ-грядки-с-луком=, b-17, p-40, wwii, Мидуэй, Пёрл-Харбор, Тихоокеанская Война, Уэйк, авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments