ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Categories:

Некоторые цитаты по инциденту с Langley (часть 4).

"...На сигнальном мостике USS Langley рано утром в пятницу, 27 февраля, 2-й лейтенант Билл Акерман начинал шестой день своей самопровозглашенной «увеселительной поездки» на старой плавбазе гидросамолетов после отъезда из Фримантла на Яву. Пилот 13-й (резервной) эскадрильи перехватчиков, 23-летний уроженец Сиднея, штат Небраска, стоял рядом с 33-м летчиком-истребителем Джерри Диксом, делясь дежурными наблюдениями. С мостика Акерману и Диксу открывался беспрепятственный обзор на 360 градусов!

Внезапно в 08.10 их настроение резко упало, когда очень высоко в небе они заметили самолет. Подозревая, что это был японский разведчик, они сообщили об обнаружении по голосовой трубе на ходовой мостик капитану МакКоннеллу. Еще не имея опыта в таких ситуациях, Акерман полагал, что это, вероятно, был лишь обычный патруль, но другие лучше понимали, что японские бомбардировщики скоро будут в пути. Это были плохие новости - Langley еще оставалось пройти около ста миль, прежде чем он достигнет пункта назначения, гавани Чилачапа.

В 11.40 их опасения оправдались: две группы двухмоторных бомбардировщиков приближались к Langley и эскортирующим его эсминцам - USS Edsall и USS Whipple. Капитан МакКоннелл объявил боевую тревогу и поднялся по трапу на сигнальный мостик, чтобы присоединиться к Диксу, Акерману и другим одиннадцати военнослужащим: ["talker"] связисту переводчику МакКоннелла, его артиллерийскому офицеру и девяти пулеметчикам. Все они наблюдали, как бомбардировщики заняли позицию прямо за кормой и быстро приблизились на высоте примерно пятнадцати тысяч футов. На каждом из четырех углов сигнального мостика артиллеристы были готовы стрелять из пулеметов 50-го калибра.

Зенитная артиллерия Langley и два эсминца вела огонь по семи бомбардировщиками первой группы, когда те начали бомбардировку старой плавбазы. Когда бомбардировщики сбросили залпом 250-килограммовые (551-фунтовые) бомбы, МакКоннелл скомандовал "право руля" в слуховую трубу, и Langley накренился влево. Все семь бомб взорвались в воде, но две дали близкие разрывы у борта корабля, из-за чего тонны воды затопили палубу через шпигаты [4].

Когда вторая группа из девяти бомбардировщиков приблизилась к точке сброса тремя [отдельными формациями в виде буквы] "V" по три самолета в каждом, Langley выполнил зигзаг, а четыре его трехдюймовых зенитных орудия открыли огонь по японцам. Сосредоточившись на определении момента сброса, МакКоннелл крикнул: "лево руля!" и Langley отвернул от ожидаемых падений бомб. Но японцы не стали сбрасывать бомбы, лишь пролетев над исходной траекторией Langley, а затем развернулись, чтобы сделать еще одну попытку. На этот раз японский лидер вошел в атаку медленно, чтобы поймать Langley на изменении курса. Как только МакКоннелл потребовал поворота налево, бомбардировщики последовали за кораблем прямо за его кормой, а затем подхватили его поворот направо. Формации синхронно развернулось вместе с Langley, нацелились на него и начали сбрасывать бомбы массой 250 кг и 60 кг (132 фунта).

Первая бомба взорвалась на главной палубе по правому борту, вызвав пожар и разлетевшись шрапнелью во всех направлениях. Шрапнель от второй и третьей бомб, которые упали на левую сторону лифта и подожгли P-40 на главной палубе, поразила Дикса и Акермана. Одна часть попала Диксу в левую руку, другая раздробила ему челюсть, Аккерман получил осколки в плечо и руку. Четвертая бомба также попала в левый борт, разбив Р-40 на летной палубе. Пятая бомба пробила полетную палубу по правому борту в корме, вызвав сильный пожар.
Как только бомбардировщики завершили бомбардировку, Дикс и Акерман были перенесены с сигнального моста в лазарет. Диксу дали морфин и перевязали раны обоих летчиков, а также раненых в результате нападения моряков. Но для Langley это еще было не все. Внезапно налетевшие шесть Zero начали стрелять из своих 20-мм пушек по баку, мостику и полетной палубе, и подожгли несколько Р-40. После первого захода еще девять Zero нырнули вниз и повторили обстрел P-40 и палубных конструкций, убив несколько военнослужащих ВВС и ВМС США.

Когда примерно в 12.30 Zero завершили атаку и пристроились к бомбардировщикам для возвращения на свою базу, Langley получил крен в десять градусов влево и потерял ход. МакКоннелл опасался, что [груз в] 104 тонны из P-40 снизит устойчивость Langley до опасной степени. Чтобы частично исправить положение, было приказано сбросить пять разрушенных P-40 с левого борта полетной палубы. Но операция не возымела большого эффекта, а крен увеличился до пятнадцати градусов. Контрзатопление также не помогло выровнять осадку. МакКоннелл приказал приготовиться покинуть корабль. Были подготовлены к спуску лодки и спасательные плоты. Но многие поняли команду неверно и прыгнули за борт, присоединившись к другим людям, которых выбросило за борт во время атаки. Все они были подобраны Edsall...."

"...Вскоре после этого МакКоннелл получил доклад о том, что двигатели были остановлены из-за затопления машинных отделений, и что пожарные помещения [? c имуществом?] также затоплены. Капитан Langley решил, что настало время покинуть корабль, чтобы спасти команду и персонал ВВС, пока еще эскортирующие Whipple и Edsall еще были способны взять их на борт. В 13:45 он отдал приказ «за борт», и девять спасательных плотов, вельбот и моторный катер были спущены в спокойное море. Дикс и Аккерман поднялись на борт единственной оставшейся лодки, вельбота номер два, но когда ее спускали тросы загорелись, и та упала в море. Дикс схватился за верхнюю часть палубы Langley и сумел подтянуться назад, несмотря на разбитую челюсть. На борту он снова нашел спасательный жилет и спрыгнул в воду. Некоторое время Акерман оставался плавать, прежде чем Edsall подобрал его вместе с другими людьми. К тому времени Дикс уже был поднят на борт.

Как ни странно, оказалось, что Langley не тонет. Whipple выпустил девять четырехдюймовых снарядов по корпусу, но без особого эффекта - так же как и первая пущенная [по тому] торпеда. Однако вторая торпеда вызвала ужасный взрыв и пожар, охвативший всю заднюю часть Langley. Тем не менее, старая плавбаза не сдавалась. МакКоннелл опасался, что японцы могут вернуться, поэтому в 14:46 году он приказал покинуть район. Два эсминца устремились на юго-запад. Никто не видел, как Langley завершил свой последний рывок в семидесяти четырех милях к югу от Чилачапа..."

"...Ранним утром субботы, 28 февраля, Билл Акерман и Джерри Дикс на борту Edsall выяснили, что Edsall и Whipple направлялись на юг острову Рождества Индийском океане вместе с оставшимися в живых с Langley. К 8:20 два эсминца двигались взад и вперед от бухты Летучей Рыбы на северной стороне острова, ожидая прибытия танкера Pecos, который должен был доставить спасенных в Австралию. Баркас ["launch"], принадлежащий фосфатной компании острова, подошел к Whipple, чтобы переправить пилотов Langley и двенадцать авиационных механиков с Whipple на Edsall. На борту Edsall после схода с баркаса Дикс и Акерман с радостью воссоединились с остальными тридцатью одним пилотами с Langley. Но с ними был только один механик: сержант Джон У. Мабри, также раненый при атаке на Langley. Одиннадцать остальных пропали без вести, их не подобрал Whipple.

Тем временем подошел Pecos, чтобы взять на борт выживших в Langley с Whipple и Edsall и проследовать в залив Эксмут на западном побережье Австралии.[35] Но прежде, чем переброска оставшихся в живых с Langley была завершена, в 10:20 внезапно над головами появились три двухмоторных бомбардировщика и начали сбрасывать бомбы в районе бухты Летучей Рыбы, очевидно, намереваясь поразить причалы и радиостанцию ​​фосфатной компании. Все операции по переводу были немедленно остановлены. При втором заходе два японских бомбардировщика пролетели на большой высоте почти прямо над тремя кораблями, в момент когда те для защиты укрылись в дождевом шквале поблизости. Но самолеты не сбросили никаких бомб; очевидно, они потратили свою нагрузку на наземных целях. Через полчаса Pecos, Edsall и Whipple вышли из шквала и обнаружили, что японские самолеты исчезли. Но в ожидании того, что японские пилоты предупредят свою базу о присутствии трех американских кораблей, старший командующий офицер группы - коммандер Эдвин Крауч на Whipple приказал отправиться к югу и в море закончить переброски оставшихся в живых с Langley [36]...."

"...К югу от Явы в Индийском океане находился Первый Воздушный Флот Нагумо, готовый перекрыть любые морские перевозки между Явой и Австралией. Во второй половине дня 1 марта пикирующие бомбардировщики с трех его авианосцев атаковали и потопили танкер Pecos, на борту которого находились выжившие с Langley. Через несколько часов после того, как Pecos затонул, японский крейсер Tone в составе сил Нагумо заметил эсминец Edsall, который находился всего лишь в 25–35 морских милях от Pecos. После того, как тем утром адмирал Глассфорд отдал новый приказ своим кораблям «очистить район» и, таким образом, отменил приказ для Edsall следовать на север в Чилачап с тридцатью одним пилотом P-40 с Langley, Edsall направился на юг и очевидно, повернул, чтобы прийти на помощь Pecos. Крейсер Chikuma и два линкора Hiei и Kirishima, стреляя с большого расстояния, вначале не могли поразить эсминец, но в итоге достигли попадания в цель. Так как Edsall, казалось, еще не потерял боеспособности, для завершения работы были вызваны пикирующие бомбардировщики Нагумо, и в 18:50 они подожгли безнадежно выведенный из строя эсминец. Когда Edsall лег на воду, Chikuma подошел и, наконец, в 19:00 отправил доблестный корабль на дно. Два крейсера подобрали выживших, которые, очевидно, были доставлены в лагерь для военнопленных в Макассаре [9]...."

"...Но как насчет судьбы тридцати трех пилотов и двенадцати рядовых, которые присутствовали на борту Langley, направлявшегося на Яву, когда тот затонул 27 февраля? Джерри Дикс и Билл Акерман, спасенные Whipple и Pecos, благополучно вернулись во Фримантл на эсминце 4 марта. Однако до сих пор остается загадкой, что случилось с пилотами и одним рядовым, которые выжили во время гибели Langley и были взяты на борт Edsall перед тем, как эсминец был потоплен 1 марта, через полтора часа после Pecos. Японские отчеты указывают что, по всей видимости, те, кто выжил во время затопления и были подобраны крейсером Chikuma, были доставлены в лагерь для военнопленных в Кендари, Целебес, где, вероятно, были казнены...."

"...Когда на следующий день генерал-майор Джордж Бретт, ныне командующий USAFIA в Мельбурне, получил известие о том, что Langley был «серьезно поврежден» в результате атаки японских бомбардировщиков, он пришел в ярость. Вице-адмирал К. Л. Хелфрич, голландский офицер, теперь командующий ABDAFLOAT, лично заверил его, что обеспечит надлежащую защиту для Langley в его одиночном рывке к Яве, но подвел Бретта. Командующий USAFIA немедленно телеграфировал Маршаллу в Вашингтон с просьбой отменить приказ об отправке Sea Witch на Яву и также с просьбой не отправлять на Яву дополнительное оборудование «ввиду невозможности защиты со стороны NEI». Он счел бы любые дальнейшие поставки «неоправданными потерями». В ответ Маршалл согласился с тем, что больше на Яву самолетов отправлять не следует, «если не произойдет изменений в ситуации, которые обеспечат большую безопасность при транспортировке». Но об отмене рейса для Sea Witch не упомянул.

В соответствии с запросом Бретта от 26 февраля в ABDACOM в Бандунге, эвакуация с Явы в Австралию оставшегося персонала FEAF началась вечером 28 февраля, когда первая группа вылетела из Джакарты в Брум.[4] Персонал, предназначенный для эвакуации морем, как было организовано полковником Юджином Юбэнком, начальником 5-го бомбардировочного командования, вместо этого покинул Чилачап на перегруженном голландском грузовом судне Abbekerk накануне днем, направляясь во Фримантл. Но, что непонятно, тридцать один пилот-перехватчик, уцелевшие при потоплении Langley, был отправлены на Яву на эсминце Edsall в то же время, когда их товарищи удалялись от острова. Очевидно, основываясь на сообщении с Whipple о том, что пилоты были спасены, адмирал Уильям Глассфорд, командующий военно-морскими силами США на Яве, находившийся под командованием голландского ABDAFLOAT вице-адмирала Хелфрича, во второй половине дня 28 февраля приказал Edsall вернуться в Чилачап с пилотами на борту...."

USS Langley в Дарвине 11 февраля 1942, готовится к походу на юг во Фримантл чтобы погрузить 32 P-40E и доставить их на Яву :
image-017

С другого ракурса в тот же день, на борту видны гидросамолеты SOC и OS2U:
09020365
Tags: 1942, 1942-02, 1942-02-27, av-3 langley, dd-217 whipple, dd-219 edsall, p-40, wwii, Австралия, Голландская Индия, США, Тихоокеанская Война, Филиппины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments