ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Categories:

Некоторые цитаты по поводу дележки патрульной авиации (часть 2).

"...Вначале имелись значительные разногласия между старшими представителями командования армейской авиации по борьбе с подводными лодками и командующими морских пограничных зон. Флот требовал использования самолетов главным образом для противолодочного патрулирования и охранения конвоев, поскольку было установлено, что само присутствие самолета над конвоем заставляло подводную лодку держаться под водой и не выходить в атаку. Армейцы же считали, что обычное патрулирование и охранение конвоев в районах, где по данным разведки не действуют подводные лодки, является напрасной тратой сил и средств. Моральное состояние летчиков, несомненно, должно было бы падать при бесконечном утомительном патрулировании района, когда не встречалось ни одной подводной лодки. Представители армии намеревались свести противолодочные самолеты в истребительные группы для преследования обнаруженной подводной лодки, считая, что истребительная тактика (Killer tactics) лучше обычного патрулирования, даже если в результате этого будет уничтожено небольшое число подводных лодок. При этом армейцы ссылались на то, что британское командование береговой авиации использовало больше половины своих самолетов для таких действий. Командование флотом считало, что воздушное прикрытие конвоев, включая разведывательные полеты по маршруту конвоя, выполняет двойную задачу: защищает суда и обнаруживает подводные лодки, находящиеся в море. Но, как правило, лишь незначительная часть армейских летчиков была достаточно подготовлена для немедленного установления местонахождения» конвоев {310}; их подготовка в части опознавания судов имела ряд серьезных пробелов. Кроме того, из-за отсутствия надлежащей системы связи кораблей с воздухом самолеты не могли взаимодействовать с кораблями в комбинированных операциях. Летчики не были обучены бомбометанию по таким малым и подвижным целям, как подводная лодка в надводном положении.

В ответ на критику этих недостатков военное министерство США создало учебный и исследовательский центр в Лэнгли Филд [253] (штат Виргиния) по вопросам боевых действий противолодочной авиации {311}.

Но адмирал Кинг не намеревался постоянно делить с армией ответственность за охрану судоходства, что он считал приоритетом флота, расценивая участие армии в противолодочной и воздушной войне только как временную меру. По мере получения флотом самолетов, базирующихся на сушу, и подготовленных летчиков их направляли в морские пограничные зоны с тем, чтобы постепенно они смогли заменить армейскую авиацию..."

"...В это время английский корпус береговой авиации нуждался в большом количестве дальних бомбардировщиков для осуществления противолодочного патрулирования в районе Бискайского залива, через который должны были проходить немецкие подводные лодки. Английские же базы, на которые базировалась противолодочная авиация, находились далеко от Бискайского залива. Исходя из этого, в ноябре 1942 г. в Англию было направлено шестнадцать самолетов «Либерейтор» (из состава 1-й эскадрильи армейской противолодочной авиации под командованием подполковника Джека Робертса), оборудованных ультракоротковолновыми радиолокаторами. Несколько самолетов вовремя прибыли в Сент-Ивал (Корнуолл), чтобы принять участие в операции «Торч» {312}. Одиннадцать из двенадцати самолетов «Либерейтор» из состава 2-й эскадрильи армейской противолодочной авиации прибыли в Англию в январе 1943 г.

Два месяца спустя обе эскадрильи были сведены в 480-ю противолодочную группу английской авиации и переброшены в Кенитру (Марокко), где они несли патрульную службу на Средиземном море в северо-африканских водах, в то время как 479-я группа сменила эти самолеты в Англии. Время от времени другие соединения армейской авиации по борьбе с подводными лодками оперировали из Бермуды, о. Тринидад, о. Куба и о. Вознесения.

Борьба за контроль и организацию действий ВВС в противолодочной войне продолжалась в течение второй половины 1942 г. и первой половины 1943 г., когда угроза со стороны германских подводных лодок достигла своего максимального предела. Ни объединенный совет начальников штабов, ни другие власти не могли найти соответствующего компромиссного решения. [254] ..."

"...С созданием в мае 1943 г. высшего оперативного противолодочного органа (Десятого флота) соглашение почти было достигнуто{313}. Было предложено, чтобы армейский офицер командовал всей противолодочной авиацией как составной частью Десятого флота. Его функции должны были охватывать подготовку личного состава, организационные вопросы и вопросы материального обеспечения. В оперативном отношении авиабригады, группы или эскадрильи вместе со своим командованием должны были быть распределены между Атлантическим флотом, морскими пограничными зонами или специальными оперативными соединениями, находящимися под армейским или флотским командованием. Эта организация была во многом похожа на систему организации британского корпуса береговой обороны, который действовал отлично. Но полное соглашение все же не было достигнуто, потому что армия настаивала на реорганизации командования в Атлантике в соответствии с армейским принципом отделения авиации от других родов войск. Для адмирала Кинга это означало создание стены между надводными средствами и авиацией.

«Я не могу согласиться с такой схемой, — писал он генералу Маршаллу 5 июня 1943 г., — должно быть тесное взаимодействие между системой подготовки, теорией и боевыми действиями самолетов и кораблей в противолодочной войне. Поскольку флот ответственен за защиту судоходства, целесообразно придерживаться морских принципов организации командования».

Разногласия были переданы на рассмотрение объединенного комитета начальников штабов, который также не смог решить этот вопрос. 10 июня 1943 г. генерал Маршалл принял решение, согласно которому английская авиация должна была нести противолодочную службу в западной части Атлантики, в то время как американский флот должен был принять на себя полную ответственность за воздушную оборону пограничных зон Атлантического побережья США и трансатлантических коммуникаций на расстоянии радиуса действия бомбардировщиков с европейских баз. В соответствии с этим 1 сентября 1943 г. командование армейской авиации по борьбе с подводными лодками противника было расформировано{314}. К этому времени указанное командование располагало 266 самолетами, 187 из которых были самолетами типа «Либерейтор», оснащенными специальным противолодочным оборудованием. Значительная часть этих самолетов была передана флоту в обмен на самолеты типа «В-24», не имеющие противолодочного оборудования, но личный состав [255] остался в составе армейской авиации{315}. Таким образом, флот получил полный контроль над воздушными силами, осуществляющими патрулирование в западной части Атлантики, не охваченной патрулированием английской или канадской авиацией{316}.

Борьба между флотом и армией за контроль над противолодочной авиацией никогда не прекращалась. Несмотря на возражения генерала Маршалла, многие молодые генералы из состава армейской авиации пропагандировали идею независимой авиации, чего боялся флот, опасаясь потери авиации, а вместе с ней и проигрыша противолодочной войны. Самостоятельная германская авиация являлась, по заявлению адмирала Деница, основной причиной поражения Германии. Правда, Великобритания имела независимые ВВС, но вследствие своей склонности к компромиссам англичане решили противолодочную проблему, создав специальный корпус береговой авиации, в котором последнее слово все же принадлежало Адмиралтейству. При этом взаимодействие между флотом и армией было превосходным. Насколько эта форма организации была приемлема для США, сказать трудно, но существовавшие разногласия говорят не в пользу этих двух родов войск. Они боролись между собой по этому вопросу в течение восемнадцати наиболее тяжелых месяцев войны, так и не придя к окончательному соглашению. По мнению автора, соглашение не было достигнуто из-за противоречий между отдельными лицами и их амбициями, а не в результате принципиальных разногласий. Весьма характерно, что в некоторых районах, отдаленных от Вашингтона, как, например, на о. Тринидад и Соломоновых островах, армия, флот, морская пехота, британская и австралийская армейская авиация успешно взаимодействовали...."
Tags: 1941, 1942, =дележ-грядки-с-луком=, =контуры-большой-сделки=, b-18, b-24, os2u, pby catalina, soc, wwii, Атлантическая Война, Тихоокеанская Война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments