ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Categories:

AAFHS-101 (Часть 3.2)

[стр. 51]

Первоначально группа должна была разместить по одной эскадрилье в Нанди (острова Фиджи), Plaines des Gaiacs (Новая Каледония), Кумак [Koumac] (Новая Каледония) и Эфате, но из-за быстрого строительства аэродрома на Эспириту Санто этот план был изменен. Адмирал МакКейн задолго до этого просил подготовить поле на Эспириту, поскольку это была ближайшая доступная база к Соломоновым Островам, но только в июле приказ построить поле был отдан. Строительство должно было осуществляться флотским подразделением Seabee, но из-за путаницы в заказах строительное оборудование было перемещено в другое место и, кроме персонала, подразделению доставили только их пианино (sic!) и холодильное оборудование. {27}

К счастью, у сухопутных войск на острове было три бульдозера; с их помощью и силами всех имеющихся наземных войск взлетно-посадочная полоса 5000 на 200 футов была вырублена из кокосовой рощи и джунглей в рекордные сроки - 16 дней после получения приказа. {28}

К 30 июля майор Аллен Дж. Сьюарт [ Allen J. Sewart ] из 26-й эскадрильи высадил первый B-17 на взлетно-посадочной полосе {29}, а 31-го [.числа.] полковник Сондерс оценил, что он может с нового поля оперировать шестью ударными B-17 и двумя поисковыми самолетами. Отсутствие рулежных дорожек и участков рассредоточения препятствовало эксплуатации большего числа машин.

За несколько дней, оставшихся до отбытия сил вторжения на Гуадалканал, были предприняты энергичные усилия по получению информации об активности противника и более точной привязки к местности. Генералу Вандегрифту и Флоту было доступно лишь несколько фотографий, а существующие карты сильно устарели. Чтобы исправить эту ситуацию, 438-я эскадрилья 19-й бомбардировочной группы из Порт-Морсби в июне и июле {30} выполнила ряд разведывательных миссий над Тулаги и Гуадалканалом, а 11-я группа почти сразу же по прибытию в Новую Каледонию продолжила эту работу. 23 и 25 июля над районом Тулаги - Гуадалканал - Гавуту проводились фотографические миссии, и в каждый день B-17 перехватывались вражескими поплавковыми истребителями «Зеро», но повреждений не было. {31}

[стр. 52]

Ни армейского фотооборудования, ни обученного персонала, для этих миссий не было; для них Флот предоставил камеры, морская пехота - фотографов, а 11-я группа - исправные B-17. Эта процедура оставалась стандартной до прибытия фото- и картографических подразделений ВВС в 1943 году; "цыгане Квакенбуша" ["Quackenbuesh's Gypsies"], как флотские фотографы называли себя в честь своего командира, регулярно летали на тяжелых бомбардировщиках, чтобы обеспечить фотографическое покрытие Соломоновых островов. {32}

Адмирал МакКейн отдал приказ об эксплуатации самолетов Армии и Флота 25 июля. {33} Оперативной группе 63.1 в Новой Каледонии под командованием полковника Клайда Рича он поручил проводить поисковые миссии в секторах на глубину 400 миль к северо-западу от Plaines des Gaiacs в центральной части Новой Каледонии. Этим силам также было поручено проводить противолодочное патрулирование и обеспечивать тесное прикрытие конвоев для судов, если таковое им потребуются. Силы, находящиеся в распоряжении полковника Рича, включали 69-ю бомбардировочную эскадрилью (среднюю) с 10 самолетами в Нумеа, 6 новозеландских Hudsons в Нумеа, еще 12 из Новой Зеландии, 67-ю эскадрилью перехватчиков с 38 P-39 и 2 PBY. {34}

[стр. 53]

Оперативной группой 63.2 числилась 11-й бомбардировочная группа под командованием полковника Сондерса, и ей был дан приказ поддерживать ежедневный поиск на южных Соломоновых Островах и в водах к западу от них, отслеживать важные контакты с противником и в соответствии с указаниями выполнять воздушные атаки на вражеские объекты. Группа должна была разместить одну эскадрилью на Plaines des Gaiacs, две в районе Новых Гебридских островов и одну держать в резерве в Нанди; штаб группы должен был находиться на [.плавбазе гидросамолетов.] USS ~Curtiss~. ~Curtiss~ служил флагманом для всех сил вторжения, и ему было приказано выдвинуться к проливу Сигонд [ Segond Channel ] у южной оконечности Эспириту-Санто, чтобы прибыть за три дня до начала атаки 7 августа. {35} Незадолго до вторжения полковник Сондерс присутствовал на конференции, проведенной на борту [.авианосца.] ~Saratoga~, где у него была возможность оценить за масштаб собранных сил. 28 июля он вернулся в Новую Каледонию, вылетев на следующий день в Эфате.

Последующий запрос адмирала МакКейна к 11-й группе был достаточно кратким; он просто попросил, чтобы Гуадалканал и Тулаги бомбардировались с максимальной силой с 31 июля по 6 августа включительно. {36} В соответствии с этой директивой полковник Сондерс и его подразделения начали интенсивные бомбардировки японцев в южной части Тихого океана. Хотя передовой аэродром на Эспириту было объявлен работоспособным, полковник Сондерс не был уверен в его сервисных возможностях и был полон решимости начать атаку с поля в Эфате, хотя то находилось от цели на Гуадалканале в 710 морских милях. Для этой первой миссии он собрал все самолеты в группе, которые были оснащены топливным баком в радиоотсеке [(?)"radio tank"], и возглавил первую формацию из девяти бомбардировщиков "запустив" воздушное наступление на Гуадалканал 31 июля 1942 года. {37}

[стр. 54]

На каждом самолете имелся один топливный бак в бомбовом отсеке и один бак в радиоотсеке. Невозможно было нести полную бомбовую нагрузку на такое расстояние, но, несмотря на снижение ударной мощи, первая атака была успешной. Первому звену из трех B-17, которые несли 500 фунтовые бомбы была назначена [.для атаки.] новая взлетно-посадочная полоса, а оставшиеся шесть самолетов нанесли удары 100-фунтовыми бомбами по складам припасов в районе мыса Лунга. Плохая погода скрыла цели от самолетов, и они смогли нанести удар лишь с высоты 14000 футов. Сопротивление было небольшим; поплавковые «Зеро» не взлетели для перехвата с воды вовремя, что указывало на отсутствие работоспособного радара, а огонь ПВО был неэффективным. Бомбардировщики во время первого удара не пострадали. {38}

На следующий день поле на Эспириту-Санто было введено в эксплуатацию, и было реализовано его преимущество. Самолеты в Эфате получили полную бомбовую нагрузку, радио-баки были заполнены, миссия над Гуадалканалом была проведена, но на обратном этапе самолеты сделали остановку для заправки на Эспириту, прежде чем отправиться в Эфате. Таков был порядок действий и впредь в период до вторжения. За семь дней группа выполнила 56 боевых вылетов и 22 поисковых вылета, в среднем летало более 11 самолетов в день, что, с учетом примитивных условий, в которых проводились операции, было расценено как весьма похвальная работа. {39}

[стр. 55]

Несмотря на трудности, связанные с этими ранними операциями, полковник Сондерс был приятно удивлен, когда адмирал МакКейн предоставил ему неограниченный контроль над группой, запросив только, чтобы он наносил по цели удары в течение семи дней. Кроме того, у него был в Эфате доступ к достаточно хорошей разведке. Когда японцы высадились на остров, австралийские резиденты унесли свои высокочастотные радио-передатчики в лес, и теперь эти наблюдатели могли предоставить точные отчеты о местонахождении прибыльных целей. В результате получения такой информации основной целью стал район мыса Лунга, поскольку именно здесь японцы сосредоточили свои основные силы снабжения и личного состава. Вторичной целью был аэродром, который позже под новым руководством стал известен как Хендерсон-Филд; ко время вторжения это была сплошная прокатанная полоса длиной около [3600] футов, и ей был нанесен значительный ущерб.

Тулаги также навещали ежедневно, хотя тот и не пострадал так сильно, как Гуадалканал.

Возможно, не меньшее значение, чем бомбы, имели фотографии. Генерал Вандегрифт максимально срочно запросил предоставить недавние фотографии северного побережья острова, который он собирался штурмовать, и попросил предоставить их до дня D-3; ничего [.подходящего.] не было в наличии, кроме двух фото, сделанных с B-17 11-й группы. Они были сброшены на авианосец с легкого самолета, обработаны и отправлены от COMAIRSOPAC командиру морской пехоты. На одном из этих снимков был запечатлен Тулаги, на другом - район мыса Лунга и Кукум, и они были первыми фотографиями, попавшими в Первую Дивизию Морской Пехоты с 24 июня. {40} Это была действительно удача, что приказ поразить Гуадалканал пришел своевременно. К первой неделе августа аэродром был практически готов и, по-видимому, иногда использовался японцами. {41} Если бы противнику было предоставлено достаточно времени для размещения здесь большего количества истребителей "Зеро", вероятно, потери 11-й группы были бы более серьезными.

[стр. 56]

В эти критические дни B-17 продолжали сбрасывать свои 500-фунтовые бомбы на новый аэродром, свои 300- и 100-фунтовые бомбы - в районе снабжения вокруг мыса Лунга. 1 августа два "Зеро", первые из многих, пали жертвами стрелков бомбардировщиков; а на следующий день B-17, помимо того, что вызвали интенсивный пожар на складских территориях Лунга и Тулаги, и сбили еще один "Зеро". Но на этот раз три бомбардировщика получили незначительные повреждения от истребителей противника. {42} К 3 августа там проявились первые признаки грядущих неприятностей, с докладом о шести вражеских "Зеро" обнаруженных на новом аэродроме на Гуадалканале. {43} На следующий день беда пришла в виде пяти истребителей противника, которые атаковали над заданным районом звено из трех бомбардировщиков. Один из них, поплавковый «Зеро», загорелся, но продолжил сближение, пролетел сквозь строй и врезался в B-17 примерно в районе двигателя номер три. В результате взрыва были уничтожены и самолет и экипаж, а потеря лейтенанта Р. Е. Макдональда [R. E. McDonald] и его людей из 26-й эскадрильи - стала первой потерей тяжелых бомбардировщиков в Южной части Тихого океана в результате тарана противника. Было ли столкновение умышленным или нет - определено быть не может. Полковник Сондерс предположил, что это было следствием гибели пилота или выхода "Зеро" из-под контроля, но даже если бы оно и не было намеренным, последствия были теми же. 5 августа Тулаги и район Кукум на Гуадалканале подверглись бомбардировке, и в ходе этой операции был потерян еще один B-17, хотя экипаж и был спасен. В День «Д», который случился 7 августа, группа отправила две поисковые миссии, чтобы прикрыть сектор Соломоновых Островов на глубину 700 миль от Эспириту. Оба самолета вылетели из Эспириту в 03:00 и должны были прибыть над Тулаги на восходе солнца с инструкциями избегать района высадки, поскольку на 05:30 была запланирована атака . Самолет майора Мариона Н. Фарра [Marion [N.?] Pharr] не вернулся, уничтоженный, возможно, силами в 18 истребителей, которые японцы к тому времени разместили в этом районе.

[стр. 57]

В 09:10 утра 7 августа первая дивизия морской пехоты начала высаживаться на берег у Лунга на северо-западном побережье Гуадалканала; высадка на Тулаги началась часом ранее. {44} Воздушное наступление уже действовало в течение одной недели, и теперь наземные силы двинулись, чтобы занять аэродром, который бомбардировали B-17.

План вторжения требовал прикрытия оперативной группы самолетами из Эфате, Нумеа и Эспириту-Санто, но холодный фронт не позволял взлетать самолетам с авианосцев и препятствовал большинству поисковых самолетов.

К счастью, погода создала аналогичные трудности и для японцев, и они не смогли обнаружить собственными поисками десантное соединение. {45}

Вклад, который полковник Сондерс и его B-17 привнесли в операцию за первую неделю их усилий, затруднительно было оценить сразу. В то время командир группы считал, что легкость высадки на Гуадалканале и Тулаги была связана с бомбардировками с его самолетов, [нанесенных] по этим двум районам, и, наоборот, сильное сопротивление, встреченное на Гавуту, он объяснял отсутствием воздушных атак. {46} Однако, учитывая небольшое количество задействованных самолетов и ограниченный вес бомб, переносимых на большие расстояния, такая оценка ситуации может показаться несколько оптимистичной.

[стр. 58]

Инженеры генерала Вандегрифта обнаружили взлетно-посадочную полосу на Гуадалканале в поврежденном, но не в сильно убитом состоянии, и захватили чудесный запас неповрежденного оборудования, полезного для завершения полевых работ. {47} Тот факт, что японцы не контратаковали, необъясним. Защитники просто убежали в холмы или отступили на запад. Одна из теорий заключалась в том, что защитники имели обыкновение покидать территорию перед воздушными атаками и предположили, что все это был просто еще один небольшой налет. Пленные показали, что вместо 5010 военнослужащих, которые, по оценкам, должны были быть на острове, к моменту вторжения, не считая строительного персонала, присутствовало лишь менее 600 военнослужащих. {48} Многое еще предстоит узнать о противнике. Ни огонь из морских орудий, ни бомбы, ни обстрелы не смогли нанести ему большого ущерба в его бараках и туннелях на Гавуту, и сомнительно, что спорадические бомбардировки B-17 могли нанести существенно больше [.урона.]. Один только [.крейсер.] ~San Juan~ утром в день вторжения с помощью эсминцев ~Monnsen~ и ~Buchanan~ вывалил на остров более 30 тонн 5-дюймовых снарядов, и этот обстрел был дополнением к воздушной атаке авианосных самолетов на рассвете. {49}

После высадки десанта и закрепления на плацдарме 11-я группа вернулась к обычным поисковым операциям. В период, предшествовавший вторжению, постоянные поиски в районе к северу от Новой Джорджии, проводимые совместно с операциями, проводимыми самолетами из юго-западной части Тихого океана, в значительной степени способствовали полному успеху высадки на Гуадалканале и Тулаги. {50} В течение критического периода не было момента когда корабли противника имели возможность пройти "вниз" [.по архипелагу.], чтобы помешать высадке (sic! "At no time during the critical period were enemy ships able to move down to interfere with the landings.").

[стр. 59]

В первые дни после высадки бомбардировщики прикрывали нижние Соломоновы острова в секторах от 286° до 316° от Эспириту и на глубину от 700 до 800 миль. Обычно контакт устанавливался только с дружественными надводными силами, но сообщения 9 августа указали на присутствие двух легких крейсеров противника, двух эсминцев и неизвестного количества гидросамолетов, приближавшихся к бухте Реката. Восемь B-17 были отправлены на поиск и в атаку, но, несмотря на идеальную видимость, ни B-17, ни PBY не смогли установить контакт с противником, равно как и последующие миссии десятого и одиннадцатого числа не достигли успеха. Те же самые результаты наблюдались при ежедневных поисках до четырнадцатого числа, за исключением обнаружения нескольких десантных барж у острова Флорида. [k4: "разгром у острова Саво на схеме условно не показан..." ]

Небезынтересно отметить, что генерал Хармон не смог представить в Вашингтон какой-либо отчет о действиях 11-й группы во время высадки на Соломоновых островах. Наличные коммуникации были загружены сообщениями о неотложных операциях, и невозможно было установить связь. Только 14 августа, через две недели после того, как полковник Сондерс начал операции с B-17, генерал Хармон смог представить подробный отчет по 11-й группе, и это стало возможно только с прибытием курьера из Эспириту-Санто. {51}

К пятнадцатому числу поисковые самолеты стали чаще контактировать с воздушными целями и надводными кораблями противника. В Центральных Соломоновых островах стали появляться эсминцы, грузовые суда и даже легкие крейсеры, а остров Гизо [Gizo] с заливом Гизо стал излюбленным целевым районом для поисковых самолетов.

[стр. 60]

Пилоты и экипажи B-17 с особым удовольствием ждали встречи с одним из типов вражеских самолетов. Это была большая японская летающая лодка, четырехмоторная "Kawanishi 97" или ее несколько меньшие преемники, которые были медленнее и менее маневренны, чем самолеты Boeing, и, что еще лучше, имели меньшую огневую мощь; их 20-мм пушка уступала пулеметам .50 калибра на B-17. Летчики неизменно пытались сблизиться с этими громоздкими ["cumbersome"] аппаратами. 20 августа полковник Сондерс смог доложить, что экипаж капитана У. Ю. Лукаса [W.? Y.? Lucas] сбил один из этих самолетов. После 25-минутного боя повреждения двигателей вынудили японскую летающую лодку снизиться, и когда она приводнилась, хвостовой стрелок капитана Лукаса расстрелял самолет, и тот сгорел на воде. Это была первая жертва. К 30 сентября эти летающие лодки были встречены 21 раз, 5 из них были уничтожены, 7 повреждены. {52}

На Гуадалканале инженеры трудились, используя захваченное оборудование, чтобы подготовить аэродром для истребителей и бомбардировщиков, {53} однако события быстро показали, что не только лишь отсутствие летного поля мешало B-17 работать с Хендерсон-Филд. На северных Соломоновых островах противник спешно усиливал свои аэродромы в Киете и Буке, и фотографии, сделанные [20] августа, показали, что взлетно-посадочная полоса Буки уже отремонтирована. {54} Как только они будут введены в эксплуатацию, аэродром Гуадалканала будут в пределах досягаемости легких машин, и операции для больших бомбардировщиков станут проблематичными. Реакцию японцев на высадку следовало ожидать. [18?] Августа адмирал Гормли сообщил генералу Вандегрифту о растущей концентрации надводных кораблей в Рабауле и в районе Бугенвиля, указав на присутствие 7 или 8 крейсеров, 10 или 13 эсминцев, 1 базы гидросамолетов, 3 переоборудованных крейсеров, 8 транспортов, 6 грузовых судов и около 40 судов меньшего размера, из которых 30 были боевыми катерами. Через неделю эти силы стали проявляться в районе Буна-Фаиси. {55} Воздушные силы также выдвигались к этому району, хотя авианосцы все еще не проявились. {56}

ПРИМЕЧАНИЯ:

27. Interview with Col. L. H. Rodieck, 14 Dec. 1942, in II-E, Off. Serv. Div., AC/AS, Plans. Estimates on the construction time vary from 12 to 16 days.

28. Interview with Capt. M. B. Gardner, USN, 13 Jan. 1943, in ibid.

29. History of the 26th Bombardment Squadron (H).

30. History of the 19th Bombardment Group (H), Appendix G.

31. History of the 98th Bombardment Squadron (H). Pilots of the three planes on the first mission were Maj. Philo O. Rasmussen, Maj. Karl T. Barthelmess, and Capt. Walter Y. Lucas. Colonel Saunders states that these two missions occurred on 24 and 25 July. Ltr., Col. Saunders to Gen. Hale, 18 Aug. 1942, in AAG 321.9-3, 13 Groups. The unit history gives the date as 23 July, which agrees with the statement of Comdr. R. F. Quackenbush, Jr., USNR.

32. Lt. Comdr. R.F. Quackenbush, Jr., USNR, commanded the South Pacific Photo Interpretation Unit, which furnished all personnel for the missions. Commander Quackenbush states that another mission was flown on 30/31 July, after which no more were undertaken until after the invasion of Guadalcanal on 7 August. In November the Marines of VMD-154 took over the task of providing photographers for the B-17's and continued to do so until February 1943. Interview with Comdr. R. F. Quackenbush, Jr., USNR, 3 Oct. 1944, in AFIHI files.

33. Operations Order No. 1-42, COMAIRSOPACFOR (Commander Aircraft South Pacific Force), 25 July 1942, in History of 98th Bombardment Squadron (H), The available air strength in the South Pacific, as listed by Admiral McCain's order, was as follows:

Efate
6 VSO
18 VF

New Caledonia
12 PBY-5
10 B-26
16 F4F-3P
1 PBY-5A
27 B-17's (includes the New Hebrides)
6 Hudsons (RNZA)
3 VSO
38 P-39

Fiji
9 PBY-5
3 Singapores (RNZAF)
12 Hudsons (RNZAF)
9 Vincents (RNZAF)
17 VF
12 B-26
8 B-17

Tongatabu
6 VSO
24 VF

34. Ibid. Admiral McCain failed to discriminate here between the P-39 and the P-400.

35. Ibid.

36. Ltr., Col. Saunders to Gen. Hale, 18 Aug, 1942.

37. Ibid.

38. History of the 98th Bombardment Squadron (H).

39. Ltr., Col. Saunders to Gen. Hale, 18 Aug, 1942, Apparently Colonel Saunders was referring to sorties rather than to missions.

40. Division Commanders Final Report on Guadalcanal Operation, Phase I, Hq. First Marine Division, 24 May 1943, Vandegrift Report, in Records Branch, AC/AS, Intelligence; Interview with Lt. Marvin Plake, USNR, 14 Dec. 1942, in IMS, Off. Serv. Div., AC/AS, Plans. Lt. Plake was an air combat intelligence officer aboard the carrier ~Wasp~.

41, Interview with Comdr, L.J. Dow, USN, 29 Sep. 1942, in ibid. Commander Dow served as communications officer on the staff of Admiral Halsey and was aboard ~Enterprise~.

42. CM-IN-5391 (15 Aug. 43), Necal to AGWAR, # AGWAR 63, 14 Aug. 42.

43. CM-IN-3200 (9 Aug. 43), Necal to WAR, #632, 4 Aug. 42.

44. Vandegrift Report, Phase II.

45. Interview with Comdr. L. J. Dow, USN, 29 Sep. 1942, in II-E, Off.
Serv. Div., AC/AS, Plans.

46. Ltr., Col. Saunders to Gen. Hale, 18 Aug. 1942. Colonel Saunders states only four bombs were dropped on Gavutu. Elsewhere the craters from naval shell fire and bombs were indistinguishable from those caused by the B-l7's.

47. Vandegrift Report, Phase III.

48. Ibid., Annex G. One theory was that the defenders had been in the habit of deserting the area in face of air attacks and believed that this was merely another small raid.

49. "Landing in the Solomons, 7-8 August, 1942" ONI Combat Narratives. 42.

50. Ibid., 15.

51. CM-IN-5391 (15 Aug. 42), Gen. Harmon to AGWAR, # AGWAR 63, 14 Aug. 42.

52. Ltr., Col. Saunders to Gen. Hale, 30 Aug, 1942 In AAF 321.9-3, 13 Groups; History of the 98th Bombardment Squadron (H); History of the 11th Bombardment Group (H), Section 2.

53. CM-IN-7210 (l9 Aug. 42), Harmon to Marshall, unnumbered, 19 Aug. 42. The B-17 to make the first kill was ~Typhoon McGoons~ and it limped back to Espiritu from this engagement with a 20-mm, hit in the right wing, a 7.7 mm. in the nacelle of the No. 4 engine, and six more in the fuselage, but with no casualties.

54. CM-IN-9534 (25 Aug, 42), Necal to WAR, #126, 23 Aug. 42, Kieta, however, was reported as not yet occupied up to 20 August.

55. Ibid.

56. Vandegrift Report, Phase III, Annex F. Two weeks later this force had increased to include one or two BB's, three or four CV's, two of which were of the latest class, seven to 15 CA's and CL's, and from 10 to 20 DD's.
Tags: 1942, =aafhs-101=, wwii, США, Тихоокеанская Война, Южно-Тихоокеанский Маршрут, авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments