ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Categories:

Интермедия касательно бомбардировки рифа Рокандор и окрестностей.

В ходе сражения у Восточных Соломоновых Островов 24 августа 1942 года произошел такой эпизод, который мне припомнился при переводе главы о действиях B-17:

В изложении т-ща Морисона:

"...Мы еще не рассказали о действиях американской ударной группы из 13 SBD и 12 TBF, которой так бесцеремонно приказали взлетать перед атакой японских самолетов... Замешательство, вызванное вражескими самолетами, помешало им собраться в воздухе всем вместе. В наступающих сумерках в 18 ч. 35 мин, через двадцать минут после захода солнца, TBF приняли по ошибке омываемый волнами риф Ронкадор, лежащий в 100 милях к северу от острова Санта-Исабель, за группу кораблей, идущих с большой скоростью. Они заметили свою ошибку перед тем, как атаковать риф, но к этому времени у них осталось так мало топлива, что они сбросили торпеды и полетели на «Энтерпрайз», сев около 20 часов. SBD тоже не хватило удачи и горючего. Некоторое время они искали противника в сгущающейся темноте, затем сбросили бомбы и полетели на юг, приземлившись на аэродроме Гендерсон, где их тепло встретили морские пехотинцы, обрадованные неожиданным подкреплением..."

B-17 к нему, как оказалось, все же не были причастны. Но при чтении текста с микроскопом там обнаружился другой весьма примечательный момент:

"...Линкор «Норт Кэролайн», находившийся в миле с четвертью за кормой авианосца тоже заинтересовал вражеских пилотов. «Норт Кэролайн» открыла огонь по атакующим самолетам в 16 ч. 41 мин. Две минуты спустя 10 «Вэлов» сбросили бомбы на огромный линкор, устроивший им шумную встречу, и по крайней мере три из них положили свои бомбы близко к борту корабля. Так как во время боя «Энтерпрайз» развил скорость 30 узлов, «Норт Кэролайн» со своим полным ходом 27 узлов постепенно отставала, пока не оказалась более чем в двух милях позади авианосца. Враг использовал это, бросив на нее еще шесть пикировщиков. Но и эти промахнулись, хотя в отражении атаки участвовали только 20-мм зенитки. Остальные орудия в этот момент вели огонь по другим целям. Одновременно с атакой пикировщиков нанесли удар восемь тяжелых бомбардировщиков, сбросивших бомбы с горизонтального полета. Но их бомбы безвредно взорвались между авианосцем и линкором... {1}"

И ниже на странице дано примечание:

"{1} Автор не нашел свидетельств, подтверждающих атаку горизонтальных бомбардировщиков ни у нас, ни в японских документах. На «Атланте» считали, что среди множества самолетов, атаковавших «Норт Кэролайн», было несколько пикировщиков, уже сбросивших бомбы на «Энтерпрайз» и теперь, в основном, старавшихся удрать. Это могли быть тяжелые базовые бомбардировщики, но горизонтальные бомбовые атаки никогда не считались эффектными в японских ВМС. Но может быть, это были свои же самолеты. Самолет, пилотируемый Максом Лесли, был подбит «Норт Кэролайн» первым же залпом. И Лесли поздравил линкор с меткой стрельбой..."

Имеется еще такое свидетельство о том моменте, со ссылкой на книгу "Guadalcanal" авторства Frank R.B 1990 года издания:

"...Семь «B-17» с Эспириту-Санто также атаковали «Дзуйкаку» и «Сёкаку» между 17:50 и 18:19, но не причинили никакого ущерба, кроме одного сбитого «Зеро»..."

Но именно такая формулировка и последующие выводы сильно отличается от того, как это передано в AAFHS-101. Там и формаций было две, и размера они были меньшего, и количество "наколоченных Зеро" не совпадает, и идентификации целей при атаке добиться не удалось:

"...24 августа в 12.15 командир группы получил сообщение о контакте с авианосцем противника в 720 милях от Эспириту-Санто. Было слишком поздно отправлять B-17 в надежде, что они вернутся до наступления темноты, и, поскольку он знал о трудностях ночной посадки, адмирал МакКейн оставил решение [.на вылет.] полковнику Сондерсу. {80} Риск был принят; были отправлены семь самолетов в двух отдельных формациях, один в составе трех самолетов под командованием майора Эрнеста Р. Маньерра [Ernest R. Manierre], а другой из четырех - под командованием майора Аллена Дж. Сьюарта [Allen J. Sewart]. Поисковые самолеты уже находились далеко в море, совершая ежедневные рейсы к северо-западу от Гуадалканала, а ударные группы с ~Enterprise~ и ~Saratoga~ тогда уже вошли в соприкосновение с силами противника. {81}

В 17.45 ударная группа из трех B-17 атаковала большой авианосец, который, казалось, лежал в воде мертвым ["seemed to be dead in the water"]; командир звена заявил о четырех прямых попаданиях 500- фунтовыми бомбами во втором заходе, и его утверждение было поддержано другими членами экипажа. {82} [k4:... ] В шестидесяти милях к востоку второе звено майора Сьюарта из четырех самолетов B-17 натолкнулось на другую оперативную группу и заявило пять попаданий 300-фунтовых бомб по цели, идентификация которой неизвестна. Были сумерки, время было 18.10, и хотя попадания были отчетливо видны, тип судна было трудно определить, но считалось, что это либо авианосец, либо тяжелый крейсер. {83} Пять "Зеро" были сбиты во время этой атаки, нанеся лишь незначительные повреждения бомбардировщикам, но ночная посадка в Эспириту взяла своё...."


Так что имеет больший смысл сопоставить по прокладкам курса той же "Норт Кэролайн" и прокладкам курса из отчета об действиях B-17, не имелось ли у тех возможности случайно сбросить бомбы на друзей-соратников? Отчет этот, правда, еще предстоит откопать...

Опять же любопытный момент - безрезультатная атака B-17 на "Рюдзе" по крайней мере подтверждена тем, что были сделаны фотографии. Если подобным образом были атакованы «Дзуйкаку» и «Сёкаку» - где же фотографии этой атаки?

Война вещь суровая и непростая, и малейшие дефекты в организации боя могут иметь тяжелейшие последствия. Ситуация в которой приходилось действовать американским командирам в тот момент на том театре была в этом отношении предельно непростой, и несмотря на комплементарный тон в описании взаимодействий служб сильно вряд ли оно именно таким и было.

Просто потому, что, например, тот самый добрый дядюшка МакКейн который был поставлен командовать этой "конфигурацией"(tm), прикладывая серьезные, и достойные лучшего применения усилия, через полгода все же оторвет от ВВС морскую патрульную авиацию. Видимо, несмотря на жесткое сопротивление, у него нашлись непрошибаемые аргументы.

"Рюдзе" под бомбами B-17:
Tags: 1942, 1942-08-24, =aafhs-101=, =дележ-грядки-с-луком=, =контуры-большой-сделки=, b-17, sbd dauntless, tbf grumman, uss north carolina (bb-55), wwii, Тихоокеанская Война, риф Рокандор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments