ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Category:

Ископаемый прогон по мотивам "Улитки" Стругацких. Часть 2.

ko4evnik

impetus писал(а):
не вдаваясь в генезис произведения - то в каком виде оно существует (одной книгой с главами о лесе и дирекции вперемешку) - делает Мир Полдня принципиально другим если считать что оно из него.



"Улитка" описана со слов "умственно своеобразного человека". который сам себе сильно нравится, но не понимает причин и следствий происходящих вокруг него событий. который в периоды ремиссии пьет кефир и хорошо играет в шахматы, а в периоды обострения мерещатся говорящие машины и снится что он стал директором.

impetus писал(а):
Максим добыл своего тахорга да - в одиночку...


Но это было слегка опосля. лет через нцать...
Лес - в восприятии Кандида - видится так, просто потому что как раз Кандид то очень сильно пострадал при аварии вертолета, долго валялся в беспамятстве и на долгое время потерял способность к связному логическому мышлению, что, кстати сам осознает.




polartoad

Можно еще посмотреть и с такой точки зрения:

Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Неёлов Евгений Михайлович
(Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1986)
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/NEELOV_Ev ... E._M..html

Пример полного использования структуры волшебно-сказочного леса дает первая часть дилогии А. и Б. Стругацких "Улитка на склоне". Цитата из рассказа Г. Уэллса "Царство муравьев" вполне могла бы служить эпиграфом к этой повести. "Темный таинственный лес" становится здесь главным героем. Буквально все отмеченные нами сопоставления и противопоставления, образующее структуру волшебно-сказочного леса, реализуются в "Улитке на склоне". Хозяйки леса, "жрицы партеногенеза";118 бесконечные болота (ср. фольклорные "выморочные места") и коварные заросли, в которых бродят рукоеды и мертвяки, растут дурман-грибы и деревья-прыгуны; "дом в лесу", на поверку оказывающийся опасной ловушкой (антидомом); испытание героя, - эти и другие черты знакомой волшебно-сказочной первоструктуры явственно проступают в повести. В "Улитке на склоне" фольклорно-сказочная трактовка леса используется авторами, вероятно, сознательно, и, думается, анализ и оценка повести возможны лишь при учете этой волшебно-сказочной окраски произведения. С этой точки зрения может быть оспорена характеристика "Улитки на склоне", которую дает известный исследователь научной фантастики А. Ф. Бритиков. Отмечая "стилистическое и психологическое совершенство" произведения, он вместе с тем пишет об отсутствии в нем "конкретного социального опыта", абстрагировании "от социальных сил, приводимых прогрессом в движение и в свою очередь движущих его".119 Действительно, к этому выводу легко прийти, если читать повесть, не учитывая ее погруженности в волшебно-сказочную поэтику. Ведь и в народной волшебной сказке с ее "темным лесом", если оценить ее по критериям реалистической литературы, тоже обнаружится отсутствие "конкретного социального опыта", на основании чего во время дискуссии 20 - 30-х годов сказка порой и отвергалась. "Действие разворачивается на великолепно выписанном фантастическом фоне", - пишет А. Ф. Бритиков.120 Но лес в "Улитке..." - это не фон действия (как часто бывает в литературе), а самостоятельный образ (что более характерно для сказочного фольклора), более того, как уже говорилось, один из главных героев произведения.


Сама книга Неелова основывается ес-но на анализе Проппа - "Исторические корни волшебной сказки" - книге обязательной к прочтению тем, кто оперирует динамическими сюжетами.
ЗЫ
"Наш-то Пропп посильнее вашего Фрезера будет"



vasilisk

impetus писал(а):
ага, и чем они вертолёт сбили... Тут основной вопрос- "Улитка" - она из "мира Полдня" или нет? А то так и "Град Обречённый" туда же сунем...



"Град обреченный" вполне вписывается в "Волны гасят ветер". Когда людены были еще маленькими и неопытными(а мир вокруг диким и тоталитарным), они проводили и такие эксперименты тоже. Создать небольшой искусственный мирок, запустить туда подопытных, всего делов...



Benedict

Скорее советская деревня в восприятии интеля.
Up to a new world shining bright, oh, oh.



Nick Sakva

ko4evnik писал(а):
2) "строители" - нанороботы?



Очевидно, вирусы, неразличимые в микроскоп и, видимо, даже женским глазом. ;)
"жрицы партеногенеза, жестокие и самодовольные повелительницы вирусов"
"сильные уже нацелились в них тучами управляемых вирусов"
В пользу биологического характера "цивилизации Леса" свидетельствует то, что против ее созданий очень эффективным оружием оказывается обычный скальпель.



ko4evnik

polartoad писал(а):
Можно еще посмотреть и с такой точки зрения:
Волшебно-сказочные корни научной фантастики.



Я вот там сказочной картины вообще не наблюдаю. а наблюдаю картину клиническую.
Много лет назад читал некое художественно-документальное произведение дамы, которая некоторое время страдала шизофренией, но (редчайший случай) каким то образом смогла самоизлечиться и изложить впечатления на бумаге. Ей являлись чудовища, некоторые причиняли боль, некоторые давали советы. По стилистике - очень похоже на сабж.


Tags: мысли-по-поводу
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments