ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Categories:

"Кимикава Мару" и вокруг.

В рамках удовлетворения любопытства по поводу 5-го японского флота в целом, его действий в районе Курил и Алеут, и прикомандированной к ней базы гидросамолетов "Кимикава Мару" в частности - прошелся взглядом по хронологии, исполненной А.Челноковым (на базе сведений из CombinedFleet?):

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6

и статье В.Сидоренко, Е. Пинак "И в труде, и в бою. Грузопассажирские теплоходы типа «Камикава-мару» во время войны и мира" доступная, например здесь.

За что зацепился взгляд:

0. Роскошные погодные условия:

"...небоевые потери гидросамолётов были очень высокими. По данным, приведённым капитаном 2 ранга Миура (бывшим командиром авиагруппы «Камикава-мару») на послевоенном допросе, 60% потерь гидросамолётов пришлись на волны или иную непогоду, и только 40% машин были сбиты бортетрелками американских бомбардировщиков или выведены из строя в результате атак с воздуха."


1. Упоминания про интересный островок Тититзима с летно-техническим испытательным полигоном.

2. Действия в День Японской Авиации:
"...6 декабря 1941 года. Плавбаза гидроавиации прибыла из порта Акесси (о. Хоккайдо) на о. Матсуво (о. Матуа, Курильские острова).
7 декабря 1941 года. "Кимикава Мару" ушла с о. Матсуво (Матуа) на о. Парамушир.
8 декабря 1941 года. Операция "Зет" (Z). Атака Пёрл-Харбора. Плавбаза гидроавиации "Кимикава Мару" ушла с о. Парамушир в базу флота Оминато, по пути патрулируя у порта Аккеси и Курильских островов..."

3. Слегка неочевидная зацепка, где Японская Империя при случае могла отжать некоторое количество торгового тоннажа, и как этого поворота событий удалось избежать:
"...1 января 1942 года. "Кимикава Мару", базировавшаяся на Оминато, директивой командования 5-го флота направлена на противолодочное патрулирование и наблюдение за советским судоходством в районе Курильских островов и полуострова Камчатка в Охотском море. В зависимости от метеорологических условий корабль находился в море от 14 до 16 дней (Hackett, R. D., Kingsepp, S. Rev. 5. 2009).

К этому времени вступила в завершающую фазу уникальная операция Наркомата морского флота и Дальневосточного государственного морского пароходства, организовавшего масштабную переброску большого количества советских транспортных судов на ремонт в порты западного побережья США и Канады (Челноков А.С., Семенчик И.В. Система оперативной маскировки на маршрутах следования транспортных судов ДГМП в годы Второй Мировой войны, Южно-Сахалинск. Лукоморье. 2009). К моменту поступления приказа авиатранспорту "Кимикава Мару" начать наблюдение за перемещением советских транспортных судов ДГМП большая их часть уже находилась если не на верфях США и Канады, то была уже на подходах к тихоокеанским портам Северной Америки (Вайнер Б.А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. М: 1988, Щетинина А. И. На морях и за морями. Владивосток. 1974)...."

4. Примечательный интерес:
"...22-27 февраля 1942 года. Ушла из базы флота Оминато. Самолеты Е13А1 бортовой авиагруппы "Кимикава Мару" провели разведывательные полеты и фотографирование территории СССР в районе гавани Усть-Большерецк (Камчатка) (Hackett, R. D., Kingsepp, S. Rev. 5. 2009). Этот район традиционных японских концессионных рыбопромысловых участков ещё с начала ХХ века. И излюбленное место пребывания японских интервентов в 1918-1920 годах, а также частных армий рыбопромысловых компаний в 20-е годы прошлого века. Что там могло понадобиться штабу 5-го флота и Объединенного флота - до конца не ясно. С точки зрения десантодоступности - идеальное место..."

5. "...Японцы традиционно прикомандировывали быстроходные корабли к авианосным дивизиям для спасения пилотов палубной авиации, совершивших вынужденную посадку на воду. Как правило, это были эскадренные миноносцы, получившие прозвище "Ловцы стрекоз" у летного и технического персонала авианосных групп..."

6. "24 мая 1942 года. Подводная лодка I-9 провела успешную воздушную разведку островов Кыска и Амчитка (Западные Алеутские острова) с использованием бортового гидросамолета Е14Y1 тип 0.
25 мая 1942 года. Подводная лодка I-9 провела успешную воздушную разведку островов Адак и Канага (Алеутские острова) с использованием бортового гидросамолета Е14Y1 тип 0 (Hackett, Robert D., Kingsepp, Sander. Sensuikan!: Stories and Battle Histories of the IJN's Submarines. HIJMS Submarine I-9: Tabular Record of Movement Revision 2.)."

7. "...Интересный транспорт "Кинугаса Мару". Вообще-то, это вспомогательная плавбаза гидроавиации, способная нести не менее 12 устаревших поплавковых бипланов и монопланов-разведчиков. И экипаж с опытом обеспечения боевых действий у побережья Китая и свежим опытом, полученным у берегов Филиппинских островов, Британской Малайи, в морях Голландской Ост-Индии и Индийском океане. Ко всему прочему - заправщик с вместительными танками под различные виды топлива и масел. И вместительными помещениями для размещения технического и летного персонала бортовой авиагруппы..."

8. "...7 июня 1942 года. ... Пароход ДГМП "Джурма" оказался жертвой неразберихи и азарта американских летчиков. Вероятно, из-за большого сходства старенького советского сухогруза с новейшим японским линкором "Мусаси" его атаковали американские самолеты. После нескольких заходов, когда на борту советского транспорта в двух местах возник пожар, надстройки и надводный борт представляли чуть ли не дуршлаг, 13 членов экипажа получили ранения, американцы разглядели советские опознавательные знаки. Дымящий советский транспорт "Джурма" "на честном слове, и на одном винте" кое-как доковылял до горящих развалин Датч-Харбора, где отстаивался в течение нескольких дней, ремонтируя повреждения. После этого случая руководство Дальневосточного государственного морского пароходства проложило трассу перехода советских транспортных судов к северу от Алеутских островов. От греха подальше. Это негативно сказалось на условиях и времени перехода советских судов с экспортно-импортными грузами, поставлявшимися по ленд-лизу. Навигационной безопасности это также не добавило...."

9."...14 июня 1942 года. Подводная лодка I-25 прибыла к западному побережью США. Здесь она спустила на воду несколько фальшивых бамбуковых перископов для введения в заблуждение американских противолодочных сил и береговых постов наблюдения (Hackett, R. D., Kingsepp, S. 2009)...."

10."..14 июля 1942 года. ... Из базы флота Владивосток в базу флота Полярный ушла экспедиция особого назначения (ЭОН-2) в составе лидера эсминцев "Баку" (флаг капитана 1-го ранга В.Н. Обухова, командир - капитан 3-го ранга Б.П. Беляев), эскадренных миноносцев "Разумный" (командир - капитан - лейтенант Н.И. Никольский), "Разъяренный" (командир - капитан - лейтенант В.В. Федоров) (Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. /под общей ред. д.п.н. адмирала флота В.И. Куроедова/. СПб. 2006. т.IV.-304 с. Издание 2-е, испр. и доп.) и "Резкий".
Этот переход во внутренних дальневосточных водах СССР стал возможен благодаря созданию канала с гарантированными глубинами в Сахалинском заливе силами технического флота Дальневосточного государственного морского пароходства (Вайнер Б.А. 1988)...."

11."...11 октября 1942 года. Точка в 800 милях к северо-западу от Сан-Франциско.
11:15. Подводная лодка I-25 (лейтенант-коммандер Тагами) торпедировала и потопила со всем экипажем советскую ПЛ "Л-16" (капитан-лейтенант Д.Ф. Гусаров) и представителем американских ВМС на борту (Краснознаменный Тихоокеанский флот. 1981), следовавшую в группе с однотипной Л-15. Ответным огнем из 45-мм полуавтомата советские подводники повредили I-25 перископ. Выпустив по перископам 5 снарядов...."

12. Не встречал ранее, что на Алеутах у американцев имелись "...TF 16.3. Оперативная группа торпедных катеров: 13-я эскадра торпедных катеров. 11 торпедных катеров..."

13. "...TF 16.4. Оперативная группа подводных лодок в составе: транспортных ПЛ "Нарвал" и "Наутилус" (на борту каждой находилась диверсионно-разведывательная рота специального назначения. Они должны были первыми высаживаться на захваченный противником остров Атту)..."

14. "...51.1-я оперативная группа поддержки (контр-адмирал Кингман): линейные корабли "Пенсильвания", "Айдахо" и "Невада" (все три - ветераны Перл-Харбора), эскортный авианосец "Нассау" (в составе авиагруппы на борту 26 истребителей F4F-4 "Уайдлкэт", истребителя-бомбардировщика F4F-3 "Уайдлкэт" и 1 бортовой разведчик SOC-3A "Си Гулл", быстроходный штурмовой транспорт-эсминец "Уилльямсон", 1-й эскадры эсминцев: ЭМ "Фелпс", 2-го дивизиона ЭМ: "Фаррагут", "Халл", "Макдоно", "Мид", "Эдвардс", "Эбнер Рид". )..."

15. "...22 июня 1943 года... В 03:15 подводная лодка I-7 с ходу села на мель на скалы Твин Рокс в заливе Вега в точке с координатами 51?49'N 177?20'E и начала быстро погружаться кормой. Несколько матросов оказались в ловушке внутри лодки. Внутри оставалось содержимое сумок с шифровальными книгами и другими секретными документами, подвешенными слева от трапа №3 под крышкой люка. Вскоре только 5 метров носовой оконечности возвышались над водой....
...26 августа 1943 года. Буксир-спасатель ВМФ США USS ATF-76 "Юта" исследовал место гибели японской подводной лодки. Его водолазы обнаружили её на глубине 3 метра. Боевая рубка была повреждена, но на ней читался тактический номер I-7.
7 сентября 1943 года. Спасательное судно подводных лодок ВМФ США USS ASR-9 "Флорикан" прибыло к острову Кыска с атолла Мидуэй. При помощи судоподъёмных понтонов оно подняло I-7 на поверхность. Семь человек проникли внутрь подводной лодки и извлекли из нее секретные документы (Hackett, R. D., Kingsepp, S. 2009)...."

17. "...К этому времени на курило-сахалинском направлении гидроавиатранспорты оказались уже не нужны - только на островах Парамушир и Шумшу были построены 9 наземных аэродромов. Часть из них имела две полосы - одну для приема истребителей, вторую - для приема тяжелых самолетов (торпедоносцев, тяжелых бомбардирощиков и военно-транспортных самолетов)...."

После завершения Алеутской эпопеи плавбазу гидросамолетов сконвертировали в транспорт и отправили в Южные моря.

16. "...18 ноября 1943 года. Плавбаза гидроавиации "Кимикава Мару" прибыла на верфь флота в Сасебо. Начаты переоборудование и модернизация. Ее 76-мм зенитные орудия заменили на 120-мм зенитные пушки и восстановили третью мачту. Элеваторы подачи боеприпасов переделали под новые 80-мм и 120-мм снаряды (Hackett, R.D., Kingsepp, S. Rev. 5. 2009).... "

И немедленно началась другая жизнь:

18. Пережил первую торпедную атаку "27 декабря 1943 года. Военный транспорт "Кимикава Мару" ушел из порта Юра. После полудня того же дня прошел пролив Симоносеки (о. Хонсю). Командир подводной лодки USS SS-199 "Тотог" (Дашьян А.В. и другие, 2009) лейтенант-коммандер (позже - адмирал) Уильям Б. Зиглафф в точке с координатами 33?25'N 135?33'E вышел в торпедную атаку в подводном положении по обнаруженному конвою. Уильям Зиглафф добился 2 попаданий в 3-торпедном залпе. На "Кимикава Мару" оказался затоплен трюм №6, вышел из строя рулевой привод и оказался сильно поврежден гребной винт. "Кимикава Мару" начали буксировать в порт Фукуро близ Кусимото.
3 января 1944 года. Военный транспорт "Кимикава Мару" отбуксирован в порт Кобе для временного ремонта на верфи Кавасаки Хэви Индастриз ЛТД.

В 07:00 служба радиоразведки ВМФ США перехватила и расшифровала сообщение командира военного транспорта "Кимикава Мару": "Буксировка завершена. Прибыли в Кобе. Оценщики начали определять степень наших повреждений и примерную продолжительность ремонта".
...
3 февраля 1944 года. Военный транспорт "Кимикава Мару" переведен в порт Осака и поставлен на ремонт на судостроительной верфи Хитачи Зосен шипярд.
...
24 июня 1944 года. Осака. После завершения ремонта военный транспорт "Кимикава Мару" вступил в строй..."

19. Пережил вторую торпедную атаку "...8 октября 1944 года. Южно-Китайское море. В 01:00 командир подводной лодки USS SS-319 "Бекуна" лейтенант-коммандер Генри Д. Штурр атаковал "Кимикава Мару" (Дашьян А.В. и другие, 2009) в точке с координатами 14?12'N 115?53'E. Штурр дал 4-торпедный залп и добился двух попаданий. Военный транспорт "Кимикава Мару" получил пробоину в районе стыка трюма №4 и №5, при этом был затоплен не только трюм №4, но и трюм №5, но транспорт остался управляемым. "Кимикава Мару" отделилась от конвоя и проследовала в Манилу в охранении миноносца "Хиодори" и эскортного корабля CD-28.
9 октября 1944 года. Прибыли в Манилу. Военный транспорт "Кимикава Мару" поставлен на временный аварийный ремонт (Hackett, R.D., Kingsepp, S. Rev. 5. 2009)..."

20. Крепкая оказалась посудина, но на третий раз удача закончилась: "...23 октября 1944 года. Южно-Китайское море. К западу-северо-западу от мыса Бохадор (о. Лусон, Филиппинские острова).
Около 17:30 (токийское время) подводная лодка USS SS-276 "Софиш" (Дашьян А.В. и другие, 2009) коммандера А. Бонистера атаковала самый крупный корабль конвоя - военный транспорт "Кимикава Мару". Транспорт получил попадание в район трюма №7 четырьмя торпедами из пяти. Груженный бокситами, мазутом, смазочными моторными маслами, авиационным бензином и другими грузами "Кимикава Мару" затонул в течение 2,5 минут в точке с координатами 18?58'N 118?46'E. Погибли 24 члена экипажа транспорта и 81 пассажир..."

21. До того, на севере приключилась еще одна подводная атака (итого на судьбу корабля пришлось их аж 4) "...1 мая [1943 года] гидроавианосец покинул Йокосука с новой "порцией" самолётов для Кыски. Три дня спустя корабль чуть было не стал жертвой американских подводников – в 06:00 4 мая в Охотском море, неподалёку от острова Эторофу (Итуруп) "Кимикава-мару" был поражен двумя торпедами с подводной лодки "Уоху" (SS238). По счастью, оба взрывателя не сработали, и 5 мая корабль прибыл в бухту Катаока на острове Шумшу без дальнейших приключений...."



"...Однотипный «Камикава-мару» с гидросамолетами-истребителями тип 2 и гидросамолетами-корректировщиками тип 0 на борту, 1943 г...."

Tags: 5th fleet ijn, wwii, США, Тихоокеанская Война, Япония, летающие-лодки, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments