ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Categories:

Советский Дальний Восток во время Второй Мировой.



Высота волн в Охотском море. В случае "жестокого шторма" - возможны и 12 метров ...



1."...практически всю кампанию весны-осени 1939 года на Халкин-Голе. Эта инициатива армейцев не вызвала у командования Объединённым флотом сколько-нибудь живого интереса. Разве что направили стационером в сахалинские воды легкий крейсер "Юбари", длительное время простоявшего стационером в Оодомари, да у Охи, судя по всему, находились силы военно-морского района Оминато, усиленные ледоколом "Оодомари", плавбазой гидроавиации (Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. /под общей ред. д.п.н. адмирала флота В.И. Куроедова. СПб. Издательский дом "Морской Петербург". 2006, т. IV.-304 с. Издание 2-е, испр. и доп.). Другое дело - развитие событий. И итоги переговоров о рыболовной конвенции и в результате "рыбной войны" под дулами орудий эсминцев военно-морского района Оминато конвенцию перезаключили. С учетом новых реалий. Теперь японские рыбопромышленники не могли объединять концессионные участки в одну сплошную зону. Военно-морской флот Японии выступал важнейшим фактором политического давления на СССР, поскольку советский Тихоокеанский флот по количеству крупных надводных кораблей не мог сравниться даже с военно-морским районом Оминато (Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945. Справочник. 1988), несмотря на довольно динамичное строительство и переброску новых кораблей на Тихий океан.
Но и здесь основная нагрузка и ответственность ложилась не на командование Объединенного флота, а на региональное командование военно-морского района Оминато. Дабы не прослыть плохими патриотами, наряду с действиями корабельной группировки провели над Охотским морем т.н."арктические испытания" тяжелых гидросамолетов (Дорошкевич О.В. 2004)..."

2."...24 июня 1939 года. СССР. Советское побережье полуострова Камчатка. У западного побережья Камчатки появились три японских эскадренных миноносца. Эскадренный миноносец "Минекадзе" из состава сил ВМР Оминато в 3-мильной советской зоне задержал рыболовное судно Жупановского рыбокомбината и приконвоировал его к двум другим эсминцам. На борту одного из них была допрошена вся команда советского судна в количестве 11 человек. Японцев интересовала дислокация советских частей, состояние аэродромов, количество и типы самолетов, наличие и типы пограничных судов. Одновременно японцы навели орудия на ПСКР "Дзержинский" и в течение 60 часов держали его под прицелом, требуя вернуть задержанную шхуну. С японского флагмана направили шлюпку к борту "Дзержинского" с письмом ультимативного характера с требованием вернуть шхуну..."

3."...28 марта 1940 года. Французские военные корабли задержали в дальневосточных водах советские транспортные суда "Селенга"5 и "Владимир Маяковский". Их команды были арестованы, суда отведены в Сайгон и Хайфон...."

4."...22 июня 1941 года. С этого дня невоюющий советский Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская военная флотилия переводятся в состояние постоянной боевой готовности. Для моряков транспортного и рыбаков промыслового флота началась мобилизация части судов для переоборудования в плавучие базы, минные заградители, сторожевые корабли, тральщики и канонерские лодки. А также остановки для досмотра советских транспортных судов, следующих проливом Лаперуза из Японского моря в Охотское и из Охотского моря в Тихий океан боевыми кораблями военно-морского района Оминато (Вайнер Б.А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. 1988). Был закрыт для прохода советских судов глубоководный Сангарский пролив между островами Хоккайдо и Хонсю, японские военные моряки своевольно разворачивали советские транспортные суда, остановленные в 4-м Курильском проливе и следующие с гражданскими грузами на Петропавловск-Камчатский в Цусимский пролив.
Одновременно советское Гидрографическое управление ТОФ издало распоряжение выключить маяки и убрать створные знаки. Маяки работали только в случае прохождения советских транспортных судов (Вайнер Б.А. 1988).
И это было только начало.
Оставался, правда, путь через Татарский пролив, пролив Невельского, мелководный Сахалинский залив затем вдоль охотского побережья к западному побережью Камчатки, а оттуда -через мелководный, со сложным гидрологическим режимом и многочисленными навигационными опасностями Первый Курильский пролив - на просторы Тихого океана. Но зимой Сахалинский залив покрывался мощными льдами, а вдоль охотоморского побережья в полной мере проявляли себя центры льдообразования у Шантарских островов и на распресненных участках мелководья к северо-западу от Камчатки (Бородаев В.Е., Шильников В.И. История ледовой разведки в Арктике и на замерзающих морях России (1914-1993 г.), 2002). В этом районе мог работать не всякий ледокол, а только мелкосидящий. А их не хватало просто катастрофически - часть ледокольного флота осталась в западном секторе советской Арктики. Кому-то в штабе Северного флота пришла в голову "светлая мысль" о переоборудовании уникальных и остродефицитных кораблей во вспомогательные крейсера..."

1."...12 июля 1941 года. Наркомат иностранных дел СССР сделал заявление о постановке Тихоокеанским флотом СССР оборонительного минного заграждения в советских территориальных водах..."

1."...17 июля 1941 года. Советский Тихоокеанский флот начал масштабные минные постановки вдоль советского побережья Дальнего Востока на прибрежных акваториях Японского, Охотского, Берингова морей и участках тихоокеанского побережья у восточного побережья полуострова Камчатка силами подразделений охраны водных районов основных военно-морских баз и бригады минных заградителей. В первую очередь защищались стратегические порты и военно-морские базы. Появилась и минная опасность.
Одновременно перестают работать основные маяки, с побережья удаляются створные знаки. Маяки работают только в интересах проводки того или иного советского или иностранного судна.
А из судовых журналов исчезают записи о проводке и прохождении района минных полей под Владивостоком (Челноков А.С., Семенчик И.В. Система оперативной маскировки на маршрутах следования транспортных судов ДГМП в годы Второй Мировой войны / Не предать забвению. Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования Государственного архива Сахалинской области (12 ноября 2008 г.). Южно-Сахалинск. Лукоморье. 2009)..."

1."...В июле 1941 года два советских вспомогательных и промысловых судна подорвались на сорванных штормами советских минах заграждения..."

1."...10-15 августа 1941 года. Во время боевого патрулирования на подступах к базе флота Владивосток подорвались на советском минном заграждении и погибли со всем экипажем и курсантами ВВМУ 2 советские подводные лодки типа М..."

1."...В сентябре 1941 года руководство Народного комиссариата морского флота начало направлять оставшихся без судов капитанов дальнего плавания Балтийского, Азовского и Черноморского государственных морских пароходств в распоряжение Дальневосточного государственного морского пароходства. Одновременно комплектовались экипажи из резерва флота. Им предстояло перегнать на капитальный ремонт в Канаду и США несколько десятков советских транспортных судов, в довоенное время подготовленных к списанию (Вайнер Б.А. 1988, Щетинина А.И. На морях и за морями. Владивосток. 1974).

Одновременно руководством Наркомата прорабатывался вопрос о создании альтернативного маршрута перевозок народнохозяйственных грузов в обход контролируемых японцами проливов Сангарский (Цугару) и Лаперуза (Сойя). Всесезонного варианта не существовало, но летний вариант был. Это был маршрут в советских территориальных водах вдоль побережья северного Приморья в Татарском проливе через пролив Невельского и Амурский лиман в Сахалинский залив, а уже оттуда - вдоль охотоморского побережья к берегам Камчатки и через Первый Курильский пролив - в Петропавловск-Камчатский. А там - по Северному Морскому пути в атлантический бассейн или к берегам Канады и Соединенных Штатов Америки.

Правда, и в руководстве Наркомата, и в руководстве ДГМП отдавали себе отчет в том, что Амурский лиман и Сахалинский залив являются сложнейшими аквальными комплексами, а время для создания канала с гарантированными глубинами в 1941 году просто нет. Но морской путь, прикрытый силами Владимир-Ольгинской, Совгаванской, Де-Кастринской, Николаевской-на-Амуре военно-морских баз, базовой морской и армейской авиацией, размещенной в Приморье и на Сахалине (Челноков А.С. Авиационная сеть и инфраструктура в годы Второй Мировой войны. Краткая характеристика боевого применения авиации ВМФ и ВВС /Сахалин и Курилы в войнах ХХ века. Материалы научной конференции (7-10 июня 2005 г.). Южно-Сахалинск. Лукоморье. 2005, с. 170-179), а также минно-артиллерийской позиции в Де-Кастри и с. Половинки (Сахалин) был неплохим дублирующим вариантом на случай осложнения с Японией.

К тому же, при должном гидрографическом и навигационном обеспечении, а также при наличии в составе ДГМП специально подобранных мелкосидящих транспортных судов, сведенных в компактное пароходство, эта транспортно-технологическая система должна была работать в безморозный период весьма эффективно. При использовании крупнотоннажных судов их можно было бы проводить через фарватер с неполной нагрузкой, оставляя часть грузов в портпунктах Москальво и Александровск-Сахалинский.

Был ещё один интересный момент - на стапелях судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре достраивались два легких крейсера проекта 26-бис - "Калинин" и "Каганович". Там же достраивались эскадренные миноносцы проекта 7, сторожевые корабли "Ястреб" и подводные лодки. Проводка их через территориальные воды Японии была крайне нежелательной. В Хабаровске достраивались и оснащались мореходные мониторы типа "Хасан", недавно полученные с киевского завода "Арсенал" и современные бронекатера.

Поэтому во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске и Николаевске начали готовить к весне 1942 года корабли технического флота и оборудовать побережье Сахалина и северного Приморья (тогда Хабаровского края не существовало. Был только Приморский край) навигационными знаками будущей трассы с гарантированными глубинами...."

Tags: wwii, Россия, полезные карты, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments