ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

еще кусок из Альтаирского талмуда - про индусов:

Не менее серьезное испытание прошел "Альтаир" в те же годы при работах на кораблях постройки Республики Индия по комплексу "Кашмир".
Еще в советское время по контракту с Индией наша страна должна была поставить зенитные ракетные комплексы среднего радиуса действия "Штиль" на корабли индийских ВМС. Комплексы были разработаны "Альтаиром". Директивными документами поставка осуществлялась раздельно разными заводами, а головной поставщик, отвечающий за комплекс в целом, прописан не был. В начале 90-х годов аппаратура комплексов поставлена и установлена на индийских кораблях. Испытания начались с неудач. Ракеты в цель не попадали. Кто виноват? Каждый поставщик доказывал свою невиновность. Тогда "Росвооружение" обратилось в институт и потребовало направить бригаду специалистов во главе с главным конструктором Александром Сергеевичем Евстигнеевым разобраться на месте. И здесь выявились просчеты индийских проектировщиков по размещению аппаратуры, выбору общекорабельного радиолокатора и других сопрягаемых с ЗРК "Кашмир" систем. Наблюдающие со стороны нашей страны специалисты-корабелы оказались не на высоте. Речь пошла о неспособности нашего комплекса обеспечить требуемые характеристики.
Евстигнеев проявил завидную настойчивость, представил убедительные аргументы, доказав возможность исправить ситуацию путем переделки математического обеспечения. Была доказана необходимость заключения дополнительного контракта непосредственно с институтом на разработку и поставку блоков памяти для ЦВМ с прошитой там новой программой работы комплекса и на комплект технической документации на комплекс в целом. Контракт был подписан. Все вопросы на индийских кораблях сняты, комплексы работали как надо. "Альтаир" и компания "Росвооружение" получила серьезный урок - головным поставщиком таких сложных изделии, как зенитный ракетный комплекс, должен быть его основной разработчик. В дальнейшем контракты с инозаказчиком "Альтаир" стремился заключить именно на таких условиях.



В 1997 г. Индия подписала контракт на постройку трех фрегатов проекта 1135.6 на Балтийском заводе с установкой ЗРК "Штиль". С тем, чтобы участвовать в этом очень выгодном контракте, дирекция института приняла решения модернизировать комплекс "Штиль" с внедрением в него новой элементной базы и средств вычислительной техники, и новой зенитной ракеты 9М317Э. Комплекс получил название "Штиль-1". Возглавил разработку Сергей Михайлович Соколов. Именно этот комплекс, как более современный, было решено установить на строящиеся индийские корабли.

Работа по комплексу "Штиль-1" фактически стала переломным этапом в новейшей истории "Альтаира". Именно он определил его развитие на десятилетие. Институт впервые в своей истории взялся разработать, изготовить, установить и испытать в кооперации с другими предприятиями конечную продукцию - зенитный ракетный комплекс.
Генеральным директором С.А. Климовым было принято решение об изменении всей структуры предприятия в интересах этой разработки.
Главным конструктором комплекса, его ближайшими заместителями были назначены члены дирекции. Особенно сложно решался вопрос с изготовлением аппаратуры. Состояние опытного производства "Альтаира" по оценке его руководителя В.Д. Пономарева не позволяло в установленные сроки произвести поставку комплекса. Дело осложнялось еще и тем, что серпуховской завод "Ратеп", основной производитель корабельных серийных зенитных ракетных комплексов, из-за непримиримой позиции своего руководства отказался участвовать в изготовлении аппаратуры ЗРК "Штиль-1". Вновь назначенный руководитель опытного производства В.И. Харитонов вместе со своими заместителями Ф.М. Шикиным и В.И. Вербицким энергично взялись за реорганизацию и подготовку производства к изготовлению новой продукции. За небывало короткий срок - два года, была переработана вся конструкторская документация на экспортный комплекс, разработано новое математическое программное обеспечение, изготовлена аппаратура и проведены стендовые испытания, подтвердившие серийнопригодность изделия в целом. Несмотря на активные попытки наших недоброжелателей помешать поставке комплекса "Штиль-1" в установленные сроки, он был отгружен на судостроительный завод одним из первых из состава вооружения корабля и в марте 2002 г. успешно выполнил контрольные стрельбы по корабельной программе госиспытаний. Однако на приемо-сдаточных испытаниях комплекс цель не поразил.
Возникло недоумение, почему комплекс этого класса, великолепно работающий в составе вооружения отечественных кораблей и в сухопутных войсках, потерпел неудачу на индийском фрегате. Подозрение пало на зенитные ракеты. Провели контрольные пуски в сухопутных войсках ракетами той же серии, что и на корабле. Результаты - блестящие. Малоразмерная цель поражена первой ракетой. Почти полугодовая работа специальной комиссии позволила во всем разобраться. Оказалось, что дело не в комплексе "Штиль-1", как это пытались доказать наши недоброжелатели, а в ошибках, допущенных при проектировании самого корабля и просчетах при проведении испытаний. Была допущена грубая ошибка - один из корабельных артиллерийских комплексов работал на той же частоте, что и радиотехнические средства ракеты. Мощное воздействие этого комплекса на ракету, когда она находилась в полете, препятствовало нормальной работе бортовых устройств ракеты, что и приводило к негативным последствиям. Вместо того, чтобы исправить допущенные ошибки при проектировании и строительстве корабля, т.е. создать условия для нормального функционирования комплекса "Штиль-1", руководство Балтийского завода приложило максимум усилий, чтобы решить проблему электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств нового корабля за счет доработок серийного комплекса "Штиль-1". Эта позиция привела к тому, что не удалось своевременно завершить передачу корабля заказчику и отправить первый корабль в Индию в 2002 г. согласно условиям контракта. Он был передан Индии лишь год спустя.
Совместными усилиями института и КБ "Аметист", разработчика корабельных артиллерийских комплексов, удалось найти оригинальные технические решения, уменьшающие влияние на ракету излучения других РЭС корабля. Был разработан и согласован с индийскими специалистами ряд мероприятий по адаптации комплекса к условиям данного проекта корабля.

Проведенные в дальнейшем стрельбы показали отличные результаты, подтвердили эффективность принятых мер, все противокорабельные ракеты, использовавшиеся в качестве мишени, были сбиты. Переданные заказчику три корабля проекта 1135.6 "Талвар", "Тришул", "Табар" успешно несут службу в Военно-Морских силах Индии.
В испытаниях комплекса "Штиль-1" активное участие принимали С.М. Соколов, А.М. Томский, А.В. Борзунов, Е.Ф. Глаголев, А.В. Семигин, Н.В. Алексеев, Б.С. Ставицкий, В.П. Стручков, В.И. Осипенко, В.В. Данилов.
Сразу после завершения строительства кораблей 1135.6 Индия спроектировала собственный аналог этого проекта - фрегат "17", в состав вооружения которого также вошли ЗРК "Штиль-1" и аппаратура ЭМС "Подзаголовок". Подписанный контракт предусматривал поставку трех комплектов этих изделий. Несмотря на отдельные трудности, поставки "Альтаиром" были выполнены точно в срок при неизменно высоком качестве. Завершение строительства кораблей проекта 17 и окончательные испытания вооружения индийская сторона планирует завершить в 2008-2009 гг.
В 2006 г. подписан контракт на постройку еще трех фрегатов проекта 1135.6, а также на организацию в Индии ремонтного предприятия для образцов вооружения корабля этого проекта, в том числе ЗРК "Штиль-1" и аппаратуры ЭМС "Подзаголовок".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments