ko444evnik (ko444evnik) wrote,
ko444evnik
ko444evnik

Categories:

Патрульная авиация Американского Флота на момент нападения на Перл-Харбор. (часть 7)

Какие выводы можно извлечь из наблюдений приведенного оргштатного пиршества:

1. Красивая и симметричная сквозная система нумерации эскадрилий соотносительно с номером материнского крыла была введена 1 июля 1939 года. Что является косвенным признаком того, что оргштат крыльев и мнение об их месте в операциях флота сложились именно в этот исторический момент.

2. Типовая структура крыла тяготеет к 4 эскадрильям, соответственно поддержанным 4 плавбазами, и имеет отчетливо экспедиционный характер. Одна из плавбаз - большая ( WRIGHT, TANGIER, CURTISS, в Азиатском Флоте - LANGLEY ), пригодна для обеспечения "главной" оперативной базы крыла, при водоизмещении в районе 10000-15000 тонн несет порядка миллиона литров авиатоплива, ремонтные мастерские, крановое оборудование, помещения для размещения персонала на 1-2 эскадрильи. Остальные три плавбазы - малые, водоизмещением ориентировочно в 1000-1500 т, ориентированы скорее на поддержку "передовых" баз, причем те, что переоборудованы из быстроходных "флэшдекеров", по факту с успехом способны выполнять и срочные спасательные операции.

Из чего следует, что на момент "Перл-Харбора"(tm) ситуация выглядит не просто "нетипично", а "нетипично вопиюще".

Чем "не занимались" Патрульные Крылья в Перл-Харборе - "родное" Второе и "пришедшее на усиление" из Сан-Диего вместе с главными силами флота Первое ?

- Действительно эффективным патрулированием. Никаких тебе секторных роз - ежедневно на патрулирование с каждой из баз поднимались разом хорошо если по паре машин.

Чем же действительно занимались?

1) Авральным вводом с строй новых машин. Практичнее было бы перевооружать эскадрильи последовательно, чтобы не перенапрягать ремонтные мощности и не истощать запасы запчастей. Но по факту три с половиной эскадрильи получили новые машины за вторую половину осени, и в ближайшее время это должно было случиться с четвертой - VP-22. Последняя, пятая, наличествующая на Гавайях эскадрилья VP-21 - по идее ( с некоторой вероятностью ) должна была получить в Сан-Диего те свежие машины, которые в итоге достались VP-72. И чисто по логике вещей - для полного комплектования Pat-Wing-1 должна была прибыть еще одна какая-то эскадрилья [*1*].

2) А еще - по видимому - отработкой противолодочной тактики. Патрулирование с целью обнаружить соединение надводных кораблей ведется с оптимальной высоты для лучшего обзора и однократно за лётную смену. Напротив, патрулирование с целью не дать спокойно действовать подводным лодкам - по опыту войны - приходилось делать многократно в одном и том же районе, соответственно мЕньшей площади. И к тому же - чтобы обнаружить менее заметную цель - должно вестись с мЕньшей высоты, которую еще предпочтительней выбирать с учетом возможности немедленного выхода на атаку.

В день "Перл-Харбора"(tm) отработкой некоей тактики совместно с субмаринами занималось 4 машины. Беллинджер и до и после Перл-Харбора известен именно как противолодочник. Фактическое взятие им ответственности на себя и появление в отчете Комиссии Конгресса той занятной схемы подчинения (см. https://ko444evnik.livejournal.com/82327.html ), по которой за Pat-Wing-2 числятся все наличные на театре эскадрильи - и явно не соответствующей штатному расписанию, говорят в пользу этой версии.

Примерный срок, когда оба крыла должны были полностью обновить парк и стать боеготовыми - ориентировочно февраль-март 1942-го. До этого - крылья занимались тем, чем они занимались, а плавбазы использовались для переброски имущества между передовыми базами. С этого же момента крылья с приданными плавбазами могли участвовать в Операции Флота.

Не будь "Перл-Харбора"(tm), Операция Флота имела бы вполне определенный характер и направление - "Поход На Филиппины"(tm), варьироваться могла лишь скорость продвижения ( тема хорошо затронута у Ув. naval_manual : https://naval-manual.livejournal.com/89157.html ).

С учетом наличия на Гавайях многочисленных B-18 берегового базирования, которые по поисковым возможностям и вооружению от "Каталин" отличались не сильно, логична мысль, что задача охраны этого "тылового"(!) района легла бы на них - и это вполне отвечало чаяниям армейских ВВС [*2*]. Использование "Каталин" в качестве передовых разведчиков на направлении главного удара - т.е. в зоне действия базовой и авианосной авиации противника особенно здравой не выглядит - особенно с учетом послезнания.

Так что место патрульных крыльев в этой операции исчерпывается несколькими возможными сценариями - охраной флангов ударной корабельной группировки от ударов подводных лодок, охрана района сбора кораблей плавучего тыла от этой же напасти, развертыванием противолодочного барьера с опорой на островные дуги архипелагов Гилберта, Лайн, Феникс etc.

ПОПРАВКИ ОТ 2021-03-17:

[*1*] : В "ОТЧЕТЕ О [СОВМЕСТНОЙ] КОЛЛЕГИИ АРМИИ И ВМФ 31 ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА" указана цифра, что предполагается иметь развернутыми в составе двух патрульных крыльев "98 патрульных самолетов" = 2 крыла * 4 эскадрильи * 12 самолетов + 2 , по всей видимости, командирских машины.

[*2*] : На самом деле, как показало изучение вопроса, именно B-18 до уровня "Каталины" не дотягивали существенно: типовой поисковый радиус у них был 300 - максимум 400 миль, для "Каталины" типовыми были 550 - 600 - 700 миль. Но, по тому же "документу", в структуре 14-го Морского Района в перспективе предполагалось развернуть "84 патрульных самолета", что, скорее всего, означало именно дополнительные количества PBY.
Tags: pby catalina, wwii, Пёрл-Харбор, Тихоокеанская Война, авиация, гидросамолеты, летающие-лодки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments